0
760
Газета Экономика Интернет-версия

14.01.2003 00:00:00

Минпромнауки национализацию не планирует

Тэги: опк, бриндиков


- Как в Минпромнауки оценивают итоги 2002 года в оборонно-промышленном комплексе?

- Ушедший год был конструктивным по большинству направлений. По предварительным данным, в 2002 году объем товарного выпуска по ОПК составил 118,6%, в том числе продукции гражданского назначения - 108,5%. Это ощутимо больше, чем в 2001 году.

Удалось улучшить финансово-экономическое положение ОПК. Средняя заработная плата работников возросла на 40,5%.

Мы приступили к реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)". Удалось создать необходимую нормативно-правовую и главным образом методическую базу, для того чтобы начать работать над проектами создания интегрированных структур.

- За счет каких факторов улучшилось финансово-экономическое положение ОПК в 2002 году?

- В целом положение улучшилось благодаря нескольким факторам. Во-первых, вот уже три года идет устойчивое финансирование гособоронзаказа.

Во-вторых, государство в 2002 году практически рассчиталось по долгам с оборонным комплексом за 1996-1999 годы Это очень серьезное событие почему-то прошло незаметно, хотя раньше по поводу долгов было много шума. По многим отраслям эта работа в 2002 году практически завершена. Погашены не только 50% "живыми" деньгами, но и государственные долговые обязательства на 9 миллиардов рублей.

В-третьих, проведена реструктуризация долгов предприятий по платежам в федеральные и местные фонды.

В-четвертых, сохранились, а по ряду позиций увеличились объемы экспортных поставок вооружения и военной техники.

Свой вклад внесло сохранение - на фоне общей тенденции роста объемов выпуска товарной продукции ОПК - доли гражданской техники, товаров и услуг на уровне 48-52%.

- По некоторым данным, около 60% инвестиций в развитие производства - собственные средства предприятий. Так ли это?

- В разных отраслях по-разному. Где-то доля собственных средств выше, где-то больше дает государство. Но в целом доля бюджетного финансирования незначительна.

Сложность задачи обновления производства колоссальна - она требует вложения около 15 миллиардов долларов. Очевидно, что у государства нет возможности взять на себя основной груз обновления производства, но стимулировать всеми возможными способами этот процесс мы обязаны.

- Наше законодательство не поощряет вложения зарубежных средств в оборонку. Существует 25-процентный лимит на участие в капитале, запрет на вхождение иностранных представителей в руководящие органы. Будут ли эти положения меняться?

- Проблема существует, однако уже пройден период, когда нас пытались увлечь разговорами о том, что после разгосударствления ОПК инвестиции потекут рекой. В жизни все получилось иначе. Свыше 40% ОПК - это акционерные общества, а серьезного притока западных инвестиций не произошло.

Полагаю, что вопрос не в том, сколько процентов может западный инвестор приобрести. Проблема в том, что в 1990-х годах в оборонном комплексе появилось много акционеров, которые не ставили перед собой задачи развития производства, не связывали стратегию бизнеса с предприятиями, в которых они были совладельцами. Они претворяли в жизнь стратегию перепродажи. К сожалению, в делах с иностранными акционерами мы получили больше отрицательных примеров, чем положительных.

Сегодня нельзя вести разговор об условиях присутствия иностранного инвестора в управлении предприятием в общем. Допустимы только конкретные решения.

- В целом достаточно ли у министерства рычагов для стимулирования интеграции в ОПК?

- Ситуация непростая. Прежде всего потому, что этап приватизации начался раньше, чем мы серьезно занялись реструктуризацией. Если бы это проходило наоборот или одновременно, многих проблем можно было избежать.

К сожалению, в ряде ключевых предприятий государство не имеет контрольного пакета или даже акций вообще. Акционеры, как правило, не согласны с вхождением в интегрированные структуры на тех условиях, которые мы предлагаем. А для нас основное условие - формирование жестких интегрированных структур, которые объединены по принципу создания финальной продукции и имеют понятную вертикаль управления.

Поэтому мы ищем возможные варианты создания необходимых рычагов, включая использование интеллектуальной собственности для увеличения там, где необходимо, пакета акций государства.

- Национализация частных предприятий ОПК в принципе возможна?

- В принципе возможна. Но сегодня мы еще так вопрос не ставим. Механизм национализации существует, но не применялся, и пока у нас такой задачи не было.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
808
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
436
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
451
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
403