Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования СК "РУКСО":
- Закон об обязательном страховании АГО может вступить в действие 1 июля 2003 года, если в ближайшее время страховщики договорятся с правительством о стоимости страхования. Однако и в этом случае возникнет много вопросов, связанных с организацией процесса. По нашему мнению, необходимо дать дополнительное время страховщикам и организациям, привлеченным к процессу страхования, для окончательного урегулирования всех нерешенных вопросов. Чтобы организовать процесс должным образом, потребуется от 6 до 8 месяцев. О времени на разработку программ обязательного страхования АГО можно пока что говорить только предположительно, исходя из практики лицензирования, - это три месяца и более. А разработка формы и печать бланков полисов и подготовка инструкции потребуют не менее месяца.
Николай Бескровный, директор департамента автострахования СК "НАСТА":
- Действительно, отсутствие до настоящего времени утвержденных правительством подзаконных актов (тарифы, правила страхования) вызывает тревогу в отношении установленного срока начала реализации закона об обязательном страховании АГО. Без этих документов Минфин не может приступить к лицензированию страховщиков, решивших участвовать в проекте. Помимо лицензирования необходимо в сжатые сроки решить и технические вопросы: разработку и тиражирование бланков полисов единого образца, автомобильных наклеек и т.п.
Однако, по нашему мнению, еще можно успеть, если подзаконные акты будут утверждены не позднее 15 февраля. В этом случае при содействии Минфина лицензирование "критической массы" страховщиков, необходимой для начала страхования, может уложиться в 1,5-2 месяца.
Для подготовки системы продаж и урегулирования убытков (в соответствии с требованиями закона и правил страхования), даже по временным схемам, страховщикам потребуется не менее 2 месяцев. Мы надеемся, что заметную роль в подготовке к реализации закона будет играть Российский союз автостраховщиков (РСА).
Феликс Беруль, начальник управления маркетинга и стратегического планирования "Группы Ренессанс Страхование":
- Логика развития событий вокруг закона об обязательном страховании автогражданской ответственности позволяет предположить, что введение закона в действие может быть отложено. Дискуссия о тарифах носит во многом популистский характер. Поэтому спрогнозировать ситуацию достаточно сложно.
Для того чтобы закон заработал 1 июля, тянуть с решением о тарифах уже нельзя. До введения в действие закона при прохождении техосмотра инспекторы не имеют права требовать у автовладельцев страховой полис. Главная проблема с обязательным страхованием автогражданской ответственности в России сегодня заключается в том, что соответствующий закон принят, но не разработан механизм его реализации. Похожая ситуация была в начале 90-х годов, когда приняли Закон "Об обязательном медицинском страховании". Тогда внедрение закона пришлось отложить на год именно потому, что долго и сложно прорабатывался и согласовывался механизм введения этого закона в действие. Жаль, что мы не учимся на прошлых ошибках. Как только будут приняты тарифы по автогражданке, окончательно определится круг страховщиков, которые начнут заниматься этим видом страхования.