0
835
Газета Экономика Интернет-версия

19.05.2003 00:00:00

Из законов торчат уши бюрократии

Тэги: васильев, дума, закон, финансовая реформа


-Сергей Александрович, внимание общественности в настоящее время приковано к проекту закона о валютном регулировании. Закон предоставляет Центробанку право принимать ограничительные меры в чрезвычайных условиях, но оппоненты относятся к закону так, как будто эти меры будут приняты в любом случае...

- Центробанк не особенно и скрывает, что он введет эти меры сразу, как только будет принят закон. Не должно быть произвола, и если эти меры необходимы - то их необходимо предусмотреть прямо в тексте закона. Но закон написан так, чтобы было как можно больше разных инструкций, хотя речь идет только о двух механизмах - о резервировании на год 20 процентов средств при их ввозе в страну, или на 2 месяца - 100 процентов средств при их вывозе. Фактически беспроцентное резервирование представляет собой налог на финансовые трансакции. В этом ничего страшного нет, но проблема в том, что этот налог собирается в пользу Центрального банка и вводится инструкцией Центрального банка. Если уж мы считаем необходимым такой налог - то он должен быть явным. Вместо того чтобы депонировать средства на год в банке, мы можем просто заплатить 2% от суммы трансакции. Эффект экономический такой же, но все это гораздо удобнее, не требует отвлечения огромных средств. И еще очень важно, что все деньги пойдут в бюджет.

- Вы говорите, "если ограничительные меры нужны". А как, по вашему мнению, их нужно вводить?

- Да, такие меры могут быть нужны. Проблема - в размерах нашей финансовой системы. У нас она просто маленькая, меньше, чем у любой среднеразвитой европейской страны, не говоря уже об Англии или США. Кроме того, мы очень зависим от цен на энергоресурсы. Переток капитала туда и обратно может быть для нас очень болезненным. К тому же сейчас наблюдается крайне опасная тенденция в долговой сфере. Государственный внешний долг уменьшается, но зато растет совокупный внешний долг страны, компании занимают средства в валюте. Это очень опасно. В сфере бюджета власть может регулировать величину внешнего долга, а долг частных компаний может расти совершенно неограниченно.

- Другой важный законопроект, которому сейчас предстоит первое чтение в Думе, - о страховании банковских вкладов. Каково ваше мнение о нем?

- Для меня главная проблема в нем - субъективные критерии отбора банков. Получается двойное лицензирование. Сначала банк должен получить обычную банковскую лицензию, а потом еще добиться допуска к системе страхования.

- Получается, что два главных финансовых закона, которые сейчас находятся в Думе, предоставляют Центробанку возможности для произвола.

- Абсолютно верно. Там всюду торчат уши бюрократии Центрального банка.

- Недавно очень острые дискуссии развернулись вокруг концепции перехода на международные стандарты бухучета. Представители Минфина утверждали, что отказ от национальных стандартов станет подрывом суверенитета России.

- Это чистое недоразумение. Министерство финансов уже не первый раз демонстрирует свой консерватизм. Проблема бухгалтерского стандарта не имеет никакого отношения к суверенитету. Наша нормативная база должна больше соответствовать международным правилам. Стандарты налогового учета нужны для налоговой инспекции. Какая функция остается у бухучета? Общение с внешним миром, с инвесторами. Поэтому финансовая отчетность должна быть полностью ориентирована на международные нормы.

- Но разве не надо ставить вопрос об отмене налогового учета, чтобы предприятия не составляли отчетность по двум разным системам?

- Я бы ставил этот вопрос только в контексте поэтапного совершенствования Налогового кодекса. В любом случае предприниматели уже смирились, что есть два типа учета - налоговый и бухгалтерский. Но компании, которые работают на западном рынке, должны вести бухучет по западным стандартам, кроме того, они еще ведут наш обычный бухучет и налоговый учет. Вот три системы учета - это уже совсем лишнее, а две - это еще нормально.

- Как можно понять из нашей беседы, вы во многом не согласны с позицией правительства, Минфина и Центробанка. Будет ли ваш комитет отстаивать свою позицию?

- По пенсионным деньгам, к сожалению, вопрос уже закрыт. Вопрос об инвестировании за границей очень болезнен политически, и в Думе было достигнуто политическое соглашение о том, что будет низкий уровень инвестирования пенсионных накоплений в зарубежные активы. Если говорить о страховании депозитов - то я считаю, что субъективным критериям нет места в этой системе. На закон о валютном регулировании наш комитет дал отрицательное заключение, и если он останется в его нынешнем виде, то его прохождение через Совет Федерации будет очень сильно затруднено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
981
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1084
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
350
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1428

Другие новости