0
1320
Газета Экономика Интернет-версия

12.03.2004 00:00:00

Врачи могут ужесточить требования к рекламе лекарств

Тэги: медицина, реклама, лекарство


медицина, реклама, лекарство О новых медицинских препаратах потребитель узнает, как правило, только из рекламы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Реклама сама по себе нравится не всем – «мозолит» глаза и слух. Еще больше не нравится реклама алкоголя и сигарет, но особое раздражение в некоторых кругах вызывает реклама лекарственных средств. Многие специалисты считают ее недобросовестной и некачественной. Так, например, по словам директора НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова академика РАМН Бориса Семенова, «нельзя с экрана убеждать народ в том, что то или иное лекарство обязательно поможет всем».

Между тем статья 16 Закона о рекламе гласит: реклама медикаментов при отсутствии разрешения на их производство и реализацию, а также реклама медицинских услуг при отсутствии разрешения на их оказание, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается. В соответствии с рекламным кодексом России реклама лекарств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, использовать образ врача и фармацевта, ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении, содержать представление средств профилактики и гигиены, пищевых добавок как лекарственных средств и, наоборот, быть адресована непосредственно детям до 14 лет и проч. Отметим, что рекламный кодекс не является законом. Это саморегулируемый документ, принятый Рекламным советом России, и все его пункты скорее являются этическими нормами.

О том, как относятся к рекламе лекарств непосредственные участники рынка, «НГ» попыталась выяснить у фармацевтических компаний, а также рекламных агентств, заказчиками которых являются производители лекарств.

По словам заместителя главы представительства по связям с правительственными и общественными организациями «ГлаксоСмитКляйн» Виталия Омельяновского, особое внимание, в соответствии с кодексом, принятым компанией в области маркетинговой политики, «ГлаксоСмитКляйн» уделяет корректности продвижения лекарственных препаратов. По словам Виталия Омельяновского, «сегодня в любом, даже самом совершенном законодательстве можно найти слабые стороны – это процесс, в определенной степени творческий, требующий постоянного совершенствования. Мне представляется, что сегодняшняя ситуация на рынке лекарственной рекламы – это не столько проблема несовершенства законодательства, сколько его исполнения».

Практически обратную мнению медиков позицию занял президент рекламного агентства A.R.M.I. Ренат Янбухтин. По его словам, законодательство о рекламе в отношении лекарств не только не надо ужесточать, но лучше все ограничения вообще отменить. Конечно, реклама препаратов убеждает людей покупать не то, что им действительно нужно для наиболее эффективного и безопасного лечения. Всем давно понятно – лекарства может назначать только подготовленный специалист, соглашается президент A.R.M.I. Однако, как известно, реклама выполняет две основные функции. Первая – информирование потребителя о новом товаре. Вторая – продвижение этого товара к потребителю. «То есть, в случае с новым лекарством, необходимо сначала проинформировать пациента о существовании лекарства, а затем убедить его купить это лекарство. Ну и как же его информировать, если реклама запрещена?» – задается вопросом Ренат Янбухтин. В результате законодательного запрета пациент лишен права на получение информации, зато эту информацию получает врач. Как правило, он получает ее не от Минздрава и других уполномоченных государственных медицинских учреждений, а от самих фирм-производителей лекарств, которые проводят семинары, конференции, презентации и т.д. По словам Рената Янбухтина, «практически любой препарат, который продвигается производителями на российский рынок, имеет бюджет на продвижение десятки и сотни тысяч долларов. При общем объеме рынка лекарств в 3–3,5 миллиарда долларов порядка пяти процентов составляет бюджет на продвижение этих лекарств – 150–200 млн. долларов в год. Весь вопрос в том, кому достанется этот бюджет. В случае прямой рекламы – телевизионщикам. В случае рецептурных запретов – чиновникам от медицины. Правда, телевизионщиков гораздо легче контролировать, чем аптеки или врачей. Кстати, там сразу становится видно, к каким таким ухищрениям прибегает производитель, чтобы продвинуть свой товар на рынок. Например, та же «Виагра» пыталась обозваться «голубой таблеткой» и рекламировать веб-сайт «виаг.ру». Сотрудники антимонопольного ведомства сразу пресекли такое нарушение закона. Только вот жаль, что министерству нельзя поручить также контроль за выписанными рецептами, продажи в аптеках, а также другие «самопальные» дела. Фальсификат и подделки, как известно, составляют на рынке лекарств 15–25%.

По мнению Рената Янбухтина, большую пользу здоровью населения привели бы проверки аптек, рецептов, возбуждение судебных дел против производителей за нанесение ущерба покупателям, а не ужесточение рекламных норм. «Однако ясно, что в нашей стране это невозможно, ведь речь идет о рынке, исчисляемом сотнями миллионов долларов. Поэтому с практической точки зрения гораздо проще еще более ужесточить «запретительный» закон и очень гласно отчитаться о сохраненном здоровье населения. А самолечение всегда было и всегда будет. Только не забывайте, что удовольствие это не из дешевых. Активное самолечение новыми современными лекарствами могут позволить себе всего три процента населения», – говорит Янбухтин.

По словам управляющего директора Grey Worldwide в России Алексея Ковылова, реклама лекарств в настоящее время полностью соответствует законодательству. Об ужесточении закона, возможно, и стоит подумать, но только в отношении биологически активных добавок. Как говорит Алексей Ковылов, это было бы полезно для того, чтобы такие препараты не преподносились как лекарственные средства и панацея от всех болезней. В своей работе рекламное агентство Grey Worldwide опирается на сетевой опыт работы с фармацевтическими клиентами, в частности, с компанией Novartis, которая сотрудничает с Grey Worldwide уже почти 20 лет. Агентство создает рекламу безрецептурных препаратов компании Novartis и детского питания марки Гербер, которая также принадлежит Novartis. По словам Алексея Ковылова, «при продвижении этих брэндов используются общепринятые технологии рекламирования FMCG-продуктов. Конечно, во внимание принимаются особенности фармрынка».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Иван Родин

Волна кадровых перемещений затронет и иные специальные ведомства и органы

0
1293
Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Михаил Сергеев

Литр АИ-95 в некоторых субъектах Федерации продается дороже 200 рублей

0
1617
Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Екатерина Трифонова

Бесплатная правовая помощь по-прежнему доходит не до всех, кому положено

0
1036
Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Анастасия Башкатова

До 80% машин, поставляемых из КНР, реализуются по льготным ставкам или в рассрочку

0
1305

Другие новости