0
1711
Газета Экономика Печатная версия

01.06.2011 00:00:00

Россияне оказались бережливее европейцев

Тэги: опрос, потребление, европа, россия

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"


опрос, потребление, европа, россия Главный экономист банка «БНП Париба» Юлия Цепляева верит в быстрое восстановление потребительских настроений в России.
Фото ИТАР-ТАСС

Потребительские настроения граждан России в 2011 году выглядят более пессимистичными, чем в прошлом. Такой вывод следует из результатов исследования Observatoire Cetelem, в ходе которого выявляются потребительские настроения жителей стран Евросоюза и России. Оценивая по 10-балльной шкале общую экономическую ситуацию, россияне поставили своей стране оценку 4,9. Тогда как годом ранее потребительские настроения оценивались твердой пятеркой.

Компания Cetelem, которая является лидером по кредитованию физических лиц в Европе, вчера представила результаты ежегодного исследования потребительских настроений европейцев. Свои пояснения и прогнозы относительно потребительских настроений россиян дала главный экономист банка «БНП Париба» Юлия Цепляева.

Интернет-опрос потребителей проводился в 13 странах Европы: в Германии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Польше, Чехии, Румынии, Словакии и России. Всего были опрошены более 8,7 тыс. человек. Результаты исследования Observatoire Cetelem-2011 таковы: потребительские настроения выглядят наиболее пессимистичными во Франции (оценка 4,1 по 10-балльной шкале). Примерно такой же уровень оптимизма характерен практически для всех стран Европы. Единственное исключение – Германия, показатель которой выше среднего (5,8), а годом ранее он был всего 4,8. Худшие предчувствия у жителей Испании (3,7), Венгрии (3,3), Португалии и Румынии (по 2,6). У россиян по сравнению с прошлым годом оптимизма поубавилось – респонденты общую ситуацию в стране оценили на 4,9 (в 2010 году было 5).

Граждане нашей страны, согласно выводам исследования, стоят на распутье. С одной стороны, они лидеры «гонки сбережений» – 58% опрошенных заявили о готовности увеличивать свои накопления. Лишь для трети европейцев характерен этот настрой. В то же время именно российские потребители готовы совершать дорогостоящие покупки. Например, 19% респондентов в России ответили положительно на вопрос, есть ли у них планы в течение ближайшего года приобрести недвижимость, 75% сказали то же самое про электротехнику, 64% – про мебель. (Здесь очевидны отличия аудитории опросов Cetelem и всего населения России).

Цепляева разницу в потребительском поведении россиян и европейцев объясняет тем, что в Европе экономический кризис еще продолжается, тогда как у России благодаря высоким мировым ценам на нефть есть все шансы стать «отдельно взятой страной, которая выйдет из кризиса уже в 2011 году». Бюджет РФ активно перераспределяет нефтяные доходы в другие сектора экономики и социальную сферу, и от этого выигрывает потребитель, говорит экономист.

Итоги первого квартала текущего года в целом закрепили тенденции 2010 года. В январе–марте отмечен рост на 4,7% объемов розничной торговли и на 2,3% – объема услуг. На 16,4% (если брать год к году) в первом квартале увеличилось потребительское кредитование. Ставки по кредитам снизились до 14% годовых. Правда, при этом зарплаты выросли всего на 0,5%, а реальные доходы населения даже упали. Но 2011 год – год предвыборный, и власти постараются оправдать ожидания электората, связанные с увеличением доходов. Популизм исправит ситуацию, убеждена Цепляева.

Однако работают и рыночные механизмы. По оценке Цепляевой, самый динамичный рост продаж на потребительском рынке отмечен там, где у покупателя есть возможность получить доступный кредит. В частности, рост на 88% продаж автомобилей в январе–марте связан с успехами посткризисного восстановления объемов автокредитования – на 35% в первом квартале. Также хорошо россияне покупали в этот период телевизоры (плюс 160%) и холодильники (плюс 210%). Картину подпортили продажи одежды, обуви и продовольственных товаров, показавшие отрицательную динамику.

Несмотря ни на что, прогноз настроений российских потребителей у Цепляевой в целом благоприятный. Последний кризис в отличие от дефолта 1998 года обошел стороной российский средний класс. А это – по оценкам экономиста – около 33 млн. человек, к которым относятся граждане с доходом свыше 600 долл. на члена семьи в регионах и более

1 тыс. долл. – в Москве. В отличие от развитых стран основу среднего класса в России составляют не представители малого бизнеса, а чиновники. Именно эти 15–16 млн. государственных и муниципальных служащих делают сегодня погоду и на выборах, и на потребительском рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Герои рождаются на полях сражений

Герои рождаются на полях сражений

Олег Фаличев

А обыватель следит за медийными клоунами

0
711
Атомный зонтик Лукашенко

Атомный зонтик Лукашенко

Дмитрий Литовкин

Белоруссия получит носители ядерного оружия

0
783
Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Владимир Карнозов

Генеральный конструктор отмечает 90 лет со дня рождения

0
514
Реальное изделие для реальной войны

Реальное изделие для реальной войны

Сергей Кетонов

В России создано самое мощное неядерное оружие в мире

0
694

Другие новости