0
1792
Газета Экономика Интернет-версия

01.06.2011 00:00:00

Россияне оказались бережливее европейцев

Тэги: опрос, потребление, европа, россия


опрос, потребление, европа, россия Главный экономист банка «БНП Париба» Юлия Цепляева верит в быстрое восстановление потребительских настроений в России.
Фото ИТАР-ТАСС

Потребительские настроения граждан России в 2011 году выглядят более пессимистичными, чем в прошлом. Такой вывод следует из результатов исследования Observatoire Cetelem, в ходе которого выявляются потребительские настроения жителей стран Евросоюза и России. Оценивая по 10-балльной шкале общую экономическую ситуацию, россияне поставили своей стране оценку 4,9. Тогда как годом ранее потребительские настроения оценивались твердой пятеркой.

Компания Cetelem, которая является лидером по кредитованию физических лиц в Европе, вчера представила результаты ежегодного исследования потребительских настроений европейцев. Свои пояснения и прогнозы относительно потребительских настроений россиян дала главный экономист банка «БНП Париба» Юлия Цепляева.

Интернет-опрос потребителей проводился в 13 странах Европы: в Германии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Польше, Чехии, Румынии, Словакии и России. Всего были опрошены более 8,7 тыс. человек. Результаты исследования Observatoire Cetelem-2011 таковы: потребительские настроения выглядят наиболее пессимистичными во Франции (оценка 4,1 по 10-балльной шкале). Примерно такой же уровень оптимизма характерен практически для всех стран Европы. Единственное исключение – Германия, показатель которой выше среднего (5,8), а годом ранее он был всего 4,8. Худшие предчувствия у жителей Испании (3,7), Венгрии (3,3), Португалии и Румынии (по 2,6). У россиян по сравнению с прошлым годом оптимизма поубавилось – респонденты общую ситуацию в стране оценили на 4,9 (в 2010 году было 5).

Граждане нашей страны, согласно выводам исследования, стоят на распутье. С одной стороны, они лидеры «гонки сбережений» – 58% опрошенных заявили о готовности увеличивать свои накопления. Лишь для трети европейцев характерен этот настрой. В то же время именно российские потребители готовы совершать дорогостоящие покупки. Например, 19% респондентов в России ответили положительно на вопрос, есть ли у них планы в течение ближайшего года приобрести недвижимость, 75% сказали то же самое про электротехнику, 64% – про мебель. (Здесь очевидны отличия аудитории опросов Cetelem и всего населения России).

Цепляева разницу в потребительском поведении россиян и европейцев объясняет тем, что в Европе экономический кризис еще продолжается, тогда как у России благодаря высоким мировым ценам на нефть есть все шансы стать «отдельно взятой страной, которая выйдет из кризиса уже в 2011 году». Бюджет РФ активно перераспределяет нефтяные доходы в другие сектора экономики и социальную сферу, и от этого выигрывает потребитель, говорит экономист.

Итоги первого квартала текущего года в целом закрепили тенденции 2010 года. В январе–марте отмечен рост на 4,7% объемов розничной торговли и на 2,3% – объема услуг. На 16,4% (если брать год к году) в первом квартале увеличилось потребительское кредитование. Ставки по кредитам снизились до 14% годовых. Правда, при этом зарплаты выросли всего на 0,5%, а реальные доходы населения даже упали. Но 2011 год – год предвыборный, и власти постараются оправдать ожидания электората, связанные с увеличением доходов. Популизм исправит ситуацию, убеждена Цепляева.

Однако работают и рыночные механизмы. По оценке Цепляевой, самый динамичный рост продаж на потребительском рынке отмечен там, где у покупателя есть возможность получить доступный кредит. В частности, рост на 88% продаж автомобилей в январе–марте связан с успехами посткризисного восстановления объемов автокредитования – на 35% в первом квартале. Также хорошо россияне покупали в этот период телевизоры (плюс 160%) и холодильники (плюс 210%). Картину подпортили продажи одежды, обуви и продовольственных товаров, показавшие отрицательную динамику.

Несмотря ни на что, прогноз настроений российских потребителей у Цепляевой в целом благоприятный. Последний кризис в отличие от дефолта 1998 года обошел стороной российский средний класс. А это – по оценкам экономиста – около 33 млн. человек, к которым относятся граждане с доходом свыше 600 долл. на члена семьи в регионах и более

1 тыс. долл. – в Москве. В отличие от развитых стран основу среднего класса в России составляют не представители малого бизнеса, а чиновники. Именно эти 15–16 млн. государственных и муниципальных служащих делают сегодня погоду и на выборах, и на потребительском рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
482
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
600
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
510
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
415

Другие новости