1
5651
Газета Экономика Печатная версия

16.09.2013 00:01:00

20 лет на борьбу с неравенством

Расслоение населения – неприятная тема для чиновников

Тэги: экономика, доходы, бедность, росстат


экономика, доходы, бедность, росстат Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в стране нарастает. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

Российские власти все меньше говорят о проблеме расслоения населения по доходам. Видимо, эта тема не из приятных, особенно если учесть, что именно на федеральных чиновников приходится самый мощный рост зарплат в стране. В Китае, наоборот, расслоение населения по доходам признали одной из самых острых социально-экономических проблем. Чтобы сократить разрыв между разными слоями китайского общества, потребуется не менее 20 лет. Похоже, столько же времени понадобится и России.
Как передает официальный печатный орган КНР «Жэньминь Жибао», в конце минувшей недели замглавы Общества по реформированию китайской экономической системы Фань Ган заявил, что «разрыв между доходами населения в Китае еще увеличится, необходимо по крайней мере 20 лет, чтобы обратить эту тенденцию вспять». По данным Национального статистического бюро КНР, в 2012 году коэффициент Джинни составил в Китае 0,474. По международным стандартам, коэффициент не должен превышать 0,4. Коэффициент Джинни – это индекс концентрации доходов: если предположить, что у всех граждан доходы одинаковые, тогда он равен нулю; если допустить, что весь доход в стране концентрируется у одного человека, тогда коэффициент равен единице. Это довольно условный и абстрактный показатель. Еще есть коэффициент фондов, он указывает на соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан.
По данным Росстата, в РФ за последние 10 лет коэффициент Джинни вырос с 0,395 в 2000 году до 0,420 в 2012-м. Коэффициент фондов в России увеличивается быстрее, что свидетельствует о нарастающем разрыве между самыми богатыми и самыми бедными. В 2000 году разрыв составлял 13,9 раза, а в 2012-м – 16,4 раза. Расслоение населения по доходам – острая проблема и в РФ. Однако российские власти, похоже, стараются обходить ее стороной. Куда чаще говорится о борьбе с бедностью, причем борьба обычно сводится к изменению самой планки бедности, об индексации пенсий и зарплат бюджетников, о повышении оплаты труда в здравоохранении и образовании, но не о расслоении населения. Возможно, тема расслоения неприятна конкретным российским чиновникам – ведь в стране именно их зарплаты растут самыми быстрыми темпами. Как сообщил в конце августа Росстат, по итогам первого полугодия 2013-го среднемесячная зарплата федеральных госслужащих выросла в номинальном выражении – то есть без учета инфляции – почти на 20% по отношению к первому полугодию 2012-го. И составила она в среднем 70 тыс. руб.  Хотя в некоторых ведомствах речь идет уже о 170 тыс. руб. При этом среднемесячная зарплата обычного населения выросла за тот же период в номинальном выражении на 13% и составила менее 29 тыс. руб.
Федеральный чиновник получает сегодня 2,4 среднероссийской зарплаты. А еще год назад разрыв был 2,27 раза (см. «НГ» от 26.08.13). И действительно, доходы концентрируются у небольшой группы людей. Так, например, федеральных чиновников насчитывается в стране 39 тыс. человек.
Эксперты напоминают, что российские власти в начале 2000-х тоже ставили перед собой цель сократить неравенство в стране. Однако прошло больше 10 лет, и похвалиться здесь особенно нечем. По словам экспертов, на самом деле у неравенства есть как негативная, так и, условно говоря, позитивная миссия. В идеале неравенство становится драйвером развития. «Если очень просто нарисовать схему, то для того, чтобы было развитие, у кого-то должны концентрироваться ресурсы, и эти ресурсы должны дальше трансформироваться в инвестиции, а инвестиции должны превращаться в новые рабочие места. Причем не просто новые, но еще и качественные. По такому пути шли и достигали успеха скандинавские, европейские страны, – отмечает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. – Пока есть такая эмпирическая гипотеза, что демократия приводит к снижению неравенства». Однако в России концентрация ресурсов не обеспечивает инвестиций и не трансформируется в создание новых качественных рабочих мест, продолжает эксперт. Эти ресурсы либо выводятся из страны, либо участвуют во множестве серых и коррупционных схем. Даже такие суперпроекты, как Олимпиада, не повлияли на ситуацию: были созданы низкокачественные рабочие места, которые заняли в основном мигранты.
Проблема расслоения не имеет простых решений, замечает Овчарова. Кто-то считает, что достаточно повысить минимальную зарплату. «Но если быстро ее повышать, тогда неблагополучие переползает в зону незанятости. Потому что большое количество низкооплачиваемых рабочих мест просто сократят», – полагает эксперт.  Считалось также, что неравенство по доходам простимулирует население к повышению уровня образования и тогда доходы сами собой у людей вырастут. Однако в России высокий уровень образования далеко не всегда конвертируется в высокие доходы. Овчарова делает вывод: «России нужно еще раз серьезно поставить вопрос о причинах расслоения населения и целевым адресным образом работать на снижение неравенства».
Заявление китайских руководителей о необходимости заняться, грубо говоря, уравниловкой, объясняется просто, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. В Китае действует коммунистическая идеология, и внешне он от нее не отступал, хотя на практике все чаще идеология противоречит реальному положению дел. На волне борьбы местных политических элит руководство решило смягчить «конфликт» между идеологией и реальностью. В России, по словам Макаркина, власти тоже прибегают к популистской риторике, но тему уравниловки стараются уже не поднимать.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
984
Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Сергей Коновалов

Как решить институциональные проблемы российской экономики

0
710
Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

В чем конкретно должна заключаться объявленная государством приоритетность поддержки семьи и детей

0
484
Рюмочная для губернатора

Рюмочная для губернатора

Алкей

Повесть о том, что шаурма без капусты – это как выборы без протестов

0
448

Другие новости

Загрузка...