0
8041
Газета Экономика Интернет-версия

03.11.2017 00:01:00

О дефиците в ПФР уже слагают мифы

Тэги: пенсионный фонд, пфр, бюджет, трансферт, пенсии, реформа


Аналитики Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка предупредили, что надежда властей сохранить в неизменном виде трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР) вплоть до 2020 года скорее всего не оправдается. Придется либо каким-то образом экономить на выплатах пенсионерам, либо наращивать сам трансферт, либо делать и то и другое. В качестве доказательства они приводят ситуацию 2014–2016 годов: за этот период пенсии в реальном выражении сократились на 7%, а трансферт бюджета в ПФР вырос почти на 42%.

В ЦМИ Сбербанка считают, что до 2020 года не удастся сохранить размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду на уровне 2016 года, как это предусмотрено новым законопроектом о бюджете. Эксперты это объясняют прежде всего демографическими тенденциями. Если в 2016 году отношение населения старше трудоспособного возраста к населению в трудоспособном возрасте составляло 43%, то по среднему варианту демографического прогноза Росстата к 2020 году оно будет уже 47%, а к 2025 году – 50%, поясняют в ЦМИ.

«Мы считаем, что оставить трансферт без изменений не удастся. Только для поддержания текущего уровня пенсий в реальном выражении придется постоянно увеличивать трансферт ПФР. Эта проблема наблюдается уже сейчас. Пенсии в реальном выражении за 2014–2016 годы снизились на 7,1%. При этом трансферт вырос с 2,4 трлн руб. (около 39% от всех доходов ПФР) в 2014 году до 3,4 трлн руб. (около 45%) в 2016 году», – говорится в отчете аналитиков.

Ранее Счетная палата сообщала, что с зарплат россиян отчисляется примерно на 2 трлн руб. меньше взносов, чем нужно пенсионной системе для обеспечения выплат страховых пенсий. Если в 2014 году страховые пенсии были обеспечены взносами населения на 74%, то в 2016-м – уже на 68%, сообщали аудиторы (см. «НГ» от 29.09.17).

Однако глава Пенсионного фонда Антон Дроздов традиционно называет все разговоры о дефиците бюджета фонда мифом, а пенсионеров успокаивает тем, что расходы бюджета обеспечены доходами. В последние, очевидно, входят и трансферты из федерального бюджета, которые и обеспечивают выплаты социальных пенсий, пособий и маткапитала.

На запрос «НГ» в пресс-службе Пенсионного фонда сообщили, что «бюджет фонда на 2018 год сбалансирован по доходам и расходам»: «В части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, доходы и расходы ПФР запланированы в размере 8,236 трлн руб. В части, связанной с формированием пенсионных накоплений, расходы бюджета превышают доходы на 106,6 млрд руб., что объясняется переводом средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Покрытие этих средств будет обеспечено за счет пенсионных накоплений, находящихся в государственной и частных управляющих компаниях, размер которых оценивается по состоянию на 1 января 2018 года в 1111,2 млрд руб.».

Министр финансов Антон Силуанов в середине октября заявлял, что до конца 2017 года для закрытия дыры в пенсионной системе министерство планирует направлять средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Внесенные правительством в Госдуму поправки в федеральный бюджет 2017 года предполагают использование из ФНБ на покрытие дефицита бюджета ПФР 656,7 млрд руб. Он также сообщил, что в следующем году предусмотрена индексация пенсий на уровень выше, чем ожидаемая инфляция в текущем году, – на 3,7% против 3,2%.

В пресс-службе Минтруда «НГ» сообщили, что за счет оптимизации пенсионной системы (повышения минимального стажа для назначения пенсий с 5 до 15 лет, введения требований по минимальному участию в пенсионной системе на уровне 30 баллов) удалось «стабилизировать и суммарно сократить межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование за период с 2012 по 2017 год на 5,2 трлн руб.».

«Бюджет ПФР составляет примерно половину федерального бюджета, это отражает то внимание, которое уделяется пожилым гражданам, – сообщили в Минтруде. – В бюджете ПФР на 2018 год спрогнозированы доходы в сумме 8,3 трлн руб. (8,6% ВВП) и расходы на социальные выплаты в сумме 8,1 трлн руб. (8,3% ВВП), в том числе объем финансирования страховых пенсий составляет более 6,6 трлн руб. (6,8% ВВП), из них средства федерального бюджета – около 1,9 трлн руб. (2%ВВП).

По данным министерства, среднегодовой размер страховой пенсии составит в 2018 году 13 596 руб., или 155,8% к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП), в 2019 году – 13 963 руб. (156% ПМП), в 2020 году – 14 383 руб. (156,2% ПМП).

«Пенсионная система будет дотационной еще очень долгое время. Население, увы, стареет, и число пенсионеров будет расти. Быстро повысить пенсионный возраст не получится, соответственно, будут расти трансферты из бюджета, – сказал «НГ» начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – При цене на нефть выше 40 долл. за баррель индексация пенсий на уровне инфляции не является проблемой».

«Пенсионный фонд будет и дальше нуждаться все в большей подпитке из бюджета, следовательно придется увеличивать бюджетный трансферт, – сказал «НГ» шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – Вопрос в другом: можно ли увеличить доходную часть? И тут есть только два пути. Либо возвращаться к крайне непопулярной теме повышения пенсионного возраста. Либо второй и лучший путь – добиваться роста экономики, доходов предприятий и граждан, вести экономическую экспансию, увеличивая налогооблагаемую базу. А для этого нужны не только и не столько даже высокие цены на нефть, а нужен рост ВВП намного быстрее нынешних 2-2,5% в год».

«Трансферт придется увеличивать, хотя, возможно, не такими высокими темпами как в 2014-2016 годах, так как это были кризисные годы с высоким уровнем инфляции. Чтобы пенсионные накопления увеличивались и росла их доля в ПФР, нужны темпы роста ВВП не ниже 4%, а это до 2020 года нереально, – считает инвестиционный аналитик компании Global FX Иван Карякин. – Проблема роста пенсионных накоплений и разморозки накопительной части пенсий, это проблема экономического роста в целом, увеличения реальных зарплат и повышения производительности труда. Старение населения не является в этом плане большой проблемой. Во-первых, это происходит уже давно, но в условиях хороших темпов роста этого не замечали. Во-вторых, правительство по факту игнорирует эту проблему, позволяя себе иметь в штате Министерства внутренних дел 919 тыс. человек. По числу полицейских на 100 тыс. жителей мы обходим США в 2,7 раза, третье место в мире. Создание Росгвардии оттянуло ещё более 150 тыс. относительно здоровых и молодых людей. В армии 1,9 млн. человек или 6835 человек на 100 тыс. жителей. Совершенно очевидно, что правительство не считает ситуацию критической. И в то же время есть понимание, что обострение ситуации с пенсиями чревато социальным взрывом. Поэтому будут увеличивать трансферт сколько нужно по времени и объёму удерживая ситуацию на пределе».

«Правительство не может обеспечить необходимый рост экономики, поэтому появляются идеи вроде повышения пенсионного возраста. Скорее всего, после выборов в марте нам предстоит тяжелая борьба чтобы этого не допустить, - сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
761
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
1316
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
1144
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
595

Другие новости