0
4389
Газета Экономика Печатная версия

28.10.2019 19:59:00

Максиму Орешкину и Алексею Кудрину не хватило свободы

Власти опасаются появления в стране неподконтрольных государству финансовых потоков

Тэги: нацпроекты, стоимость, реализация, кудрин, мэр, орешкин, экономика, инвестиции


нацпроекты, стоимость, реализация, кудрин, мэр, орешкин, экономика, инвестиции Фото economy.gov.ru

Главная иллюзия национальных проектов состоит в том, что власти направят на их реализацию из разных источников колоссальную сумму. Хотя на самом деле заявленная стоимость нацпроектов – около 4 трлн руб. в год – в четыре раза меньше всех капитальных инвестиций, совершаемых в РФ. Экспертам уже очевидно, что нацпроекты призваны сузить и взять под государственный контроль финансовые потоки, сделав их настолько подотчетными, что жалуются даже министры. А условия для частного капитала и сколько-нибудь независимых «центров» аккумуляции и распределения средств ужесточаются.

Реализация нацпроектов оказалась под вопросом, и всему виной выстроенная властями сложнейшая иерархия показателей и отчетности, на которую стали жаловаться уже даже сами представители власти.

«Система управления нацпроектами – пока это сложная иерархия уровней, где на каждом есть показатели, нацпроекты реализуются через федеральные проекты, в которые входят государственные программы, это, по сути, старая оболочка, и она не всегда эффективна. Сегодня это главное препятствие, но не единственное», – сообщил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на проходящем в Санкт-Петербурге Форуме стратегов.

«Один из важнейших факторов – он, наверное, входит в пятерку главных факторов развития, – это отношения нашего федерального Центра и субъектов, – уточнил Кудрин. – В этих отношениях не только не изменились принципиальные институты, когда начались нацпроекты. Я бы даже сказал, что ситуация немного усугубилась». По его мнению, регионам предоставляется недостаточно самостоятельности и полномочий.

Причем Кудрин, который жалуется на сложную иерархию управления нацпроектами, и сам стал, условно говоря, виновником «страданий» других чиновников. Как рассказал глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин, государственный аппарат тратит огромное количество времени и ресурсов на ненужную отчетность, и это становится одним из препятствий на пути к реализации национальных целей. «Отчетность побеждает за явным преимуществом», – уточнил министр.

Орешкин сообщил об огромном количестве запросов, которые ведомство получает из Счетной палаты по поводу нацпроектов. «Все это происходит на бумаге, каждый раз происходит зачастую в новой форме, под новым углом. Сотрудники сидят и пишут-пишут-пишут, отправляют. Не только Счетная палата, это и аппарат правительства, и прокуратура, то есть целый ряд ведомств, которые эту отчетность собирают, – и закапываемся», – пояснил министр.

Несмотря на постоянные перепроверки, у министерства все равно возникают разногласия с вышестоящими инстанциями. Например, как сообщил в понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, данные Минэкономразвития о закрытии за последний год в России 700 тыс. компаний малого и среднего бизнеса не соответствуют имеющимся у Кремля сведениям. 

Ранее такие оценки появились в прессе со ссылкой на МЭР. По словам Пескова, Кремль располагает информацией из налоговой службы и Корпорации по малому и среднему предпринимательству, и, судя по ней, «констатируется рост»: не все предприятия закрылись, некоторые перешли из категории малых в средние.

Эксперты обращают внимание еще на одно существенное свойство нацпроектов. Как отметил ведущий научный сотрудник лаборатории финансовых исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев (ранее – замглавы МЭР), за последние несколько лет власти существенно изменили концепцию целевого сценария.

237-5-2 copy350.jpg
Счетная палата постоянно требует отчетов от
Минэкономразвития. Фото Льва Исраеляна
Цель выйти на темпы роста выше среднемировых была поставлена президентом еще в конце 2014 года, тогда же была сформулирована идея перехода на инвестиционную модель. Правительство в своих разработках делало ставку на частные инвестиции, улучшение делового климата, сообщил Ведев, выступая на конференции «Велес Капитал».

Однако сейчас ситуация, по его словам, изменилась: цели остались примерно теми же, но ставка делается на госинвестиции, а частный бизнес должен ориентироваться на нацпроекты и государственную инициативу. И это, по словам Ведева, рискованный сценарий.

Причем, как замечает экономист, создается впечатление, что государство будет направлять на реализацию нацпроектов существенную сумму. Уточним, речь идет о 25,7 трлн руб. за период до 2024 года включительно (из них около 13,2 трлн руб. – деньги непосредственно федерального бюджета). Но на самом деле это лишь около 4 трлн руб. в год, притом что объем капитальных инвестиций в России достигает примерно 20 трлн руб. в год, и на 70% это частные инвестиции, уточнил Ведев.

Такие оценки подтверждаются данными Росстата: по итогам 2018 года инвестиции в основной капитал составили в РФ почти 18 трлн руб., и на 71% это были частные инвестиции.

«Какое-то позитивное изменение в экономике произойдет, когда люди осознают, что контроль – это хорошо, но бесконечное раздувание такого контроля ни к чему хорошему не приведет, нужно дать какую-то экономическую свободу. Экономическая свобода прежде всего дается малому бизнесу», – отметил Ведев. «В принципе от контроля власти не откажутся, с этим можно жить, но экономика будет в относительных аутсайдерах», – добавил председатель наблюдательного совета Московской биржи, профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин.

Экспертам все очевиднее, что нацпроекты призваны сузить финансовые потоки в стране и сделать их максимально подконтрольными государству. Любые же попытки создать независимые центры притяжения или распределения средств воспринимаются властью с опаской – как угроза стабильности, причем не столько экономической, сколько, судя по всему, политической.

Этим, похоже, как раз и объясняется в том числе чрезмерно зарегулированная реализация нацпроектов: даже в рамках нацпроектов пространство для маневра сведено до минимума.

Опыт России показывает: инвестиции – залог экономического успеха, но сами по себе выделенные по указке сверху деньги в зарегулированной среде не приводят ни к ускорению роста, ни к качественному скачку в различных социально-экономических сферах. Помимо финансовых ресурсов нужны конкурентные рынки, прозрачные условия ведения бизнеса, свобода для частной инициативы.

«Без новых инвестиций экономический рост затухает. Но инвестиции дают отдачу, когда они сделаны в верном направлении. Если же государство забирает себе все больше рычагов контроля, если целеполагание, выделение средств и контроль сосредотачиваются в одних руках, вероятность и, главное, фатальность ошибки возрастает многократно. А риски неверных решений распределяются на все общество», – комментирует ситуацию эксперт компании «Финам» Алексей Калачев.

Часть экспертов считают, что в сложившихся условиях есть и определенные плюсы. «Российскую экономическую модель можно назвать консервативным государственным капитализмом. Я не склонен ругать ее, так как эта модель выросла из волатильных 1990-х годов, – говорит гендиректор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер. – Нацпроекты тоже принято критиковать, но критики, как правило, не понимают, как сложно на практике реализовывать такие большие инфраструктурные стройки и реформы».

Хотя он и признает, что для улучшения экономического положения страны необходима защита инвестиций и прав собственности, нужно сокращать ограничения, ослаблять силовое давление на бизнес.

«Безусловно, экономический рост без инвестиций невозможен, причем неважно, какие это инвестиции – государственные или частные. Однако бюджетные инвестиции без частных дадут только краткосрочные импульсы, а частные без государственных могут быть очень сегментированными и не давать толчка для экономики в целом», – считает завкафедрой Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.

Правда, экономист уточняет, что для достижения заявленных в указе президента национальных целей развития «только реализации национальных проектов будет недостаточно». «Нужны в общем-то понятные действия, связанные с повышением инвестиционного климата, снижением административного давления, применением мер льготирования и субсидирования тех, кто занимается инвестициями», – считает Климанов.

Как добавляет доцент Российского экономического университета Екатерина Новикова, «национальные проекты нужны, но прежде всего для поддержания бизнес-идей, а не дополнительного контроля за существующими проектами». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дружественные России страны извлекают выгоду из антироссийских санкций

Дружественные России страны извлекают выгоду из антироссийских санкций

Ольга Соловьева

План строительства альтернативной системы платежей поддерживают далеко не все участники БРИКС

0
1939
В стране выстраданного счастья

В стране выстраданного счастья

Юрий Сигов

В КНДР нет внешнего интернета, заграничных туристов и владельцев долларов

0
1132
Венгерский феномен в мировой политике

Венгерский феномен в мировой политике

Владимир Пряхин

Жесткая оппозиция курсу НАТО и ЕС отражает многовековой опыт дипломатии страны

0
1019
Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
4708

Другие новости