0
2077
Газета Экономика Интернет-версия

30.09.2020 10:02:00

Назад в «будущее»: ждет ли нас возвращение блата и очередей в медицине?

Тэги: медицина, омс, страхование, ффомс, страховка, здоровье, минздрав, общество, власть


медицина, омс, страхование, ффомс, страховка, здоровье, минздрав, общество, власть Фото сайта n-vartovsk.ru

Как стало известно, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) готовит «пробный шар» в виде законопроекта по частичному возврату к атрибутам модели сметного финансирования. Не известно, что стало причиной – недальновидность чиновников или победа медицинских функционеров из больниц федерального подчинения, привыкших в свое время к привилегированному статусу. Но в «мусорную корзину» планируют выбросить одно из главных завоеваний пациент-ориентированной модели здравоохранения – возможность получить медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях (ФМУ) по всей стране в рамках системы ОМС.

Эти учреждения оказывают большую часть высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Законопроект выводит федеральные медицинские центры из-под контроля страховых компаний, которые в настоящий момент контролируют направление туда пациентов на диагностику и лечение, следя за качеством оказываемой медицинской помощи. Если поправки будут приняты, то федеральные медицинские учреждения будут подотчетны ФФОМС и таким образом избавлены от независимого контроля.

Не известно, в чем заключается (по замыслу авторов проекта) заявленное повышение эффективности реализации программы государственных гарантий (ПГГ) и доступности медпомощи от предложенных мер. Но на деле «новации» отбрасывают нас на 30 лет назад, во времена худших практик медицины времен застоя с ее главными атрибутами: дефицит квот и очереди, недоступная помощь, решение медицинских вопросов «по звонку» или за деньги, значительно большая безответственность медиков и низкое качество самой медпомощи.

Безусловные «плюсы» есть только для главврачей и управленческого персонала привилегированных больниц: можно перестать думать о пациенте, качестве медицинской помощи и ответственности. Реальный контроль пропадает, а в условиях сметного финансирования можно не думать об объемах оказанной помощи и аккуратно устроить дефицит квот, начав торговать очередью на высокотехнологичные операции. Где-то мы же где-то это уже видели, несмотря на то, что в рядах докторов, к счастью, большая часть добросовестных и порядочных людей.

Все это было обыденностью до 2015 года, после которого высокотехнологичную помощь с прямого бюджетного финансирования начали активно переводить в систему ОМС. Но почему последствия законопроекта рисуются столь мрачные? Судите сами. Предлагается начать финансирование федеральных медицинских учреждений через государственную структуру – ФФОМС, предав ему и другие функции страховой компании. ФФОМС должен встать на стороне пациента, вместо частной страховой компании, а так же осуществлять контроль оказываемой медицинской помощи. Что лучше - государственная структура в лице ФФОМС и частная страховая компания?

В первую очередь речь идет о защите права пациента в споре с больницей. Сегодня частные страховщики финансово мотивированы бороться за каждого пациента, поскольку каждый гражданин может поменять свою страховую компанию. И главное поле взаимодействия страховщика с пациентом – такие споры. Чем лучше частный страховщик защищает интересы человека, тем больше застрахованных у него будет: работает конкуренция за пациента. В чем интерес государственной структуры ФФОМС, являющейся подразделением Минздрава, защищать пациента в его споре с больницей, которая также является подразделением Минздрава? Правильно, ни в чем. Зато есть интерес «корпоративного братства».

ФФОМС не может быть и финансово мотивирован, чтобы бороться за каждого пациента: госструктура не получает прибыли. Получается, что пациенту предлагают жаловаться на Минздрав в Минздрав и лишают бесплатного адвоката в лице страховщика с сильной юридической службой. Но мы вряд ли узнаем о каких-либо проблемах: потемкинские деревни с отчетностью практически обеспечены.

Другой важнейшей потерей общества становится передача в руки ФФОМС экспертизы медицинской помощи, которую сейчас осуществляют страховые компании. Частный страховщик точно так же финансово мотивирован найти дефекты в оказанной медицинской помощи, и подкупать такого контролера бесполезно: страховщику этот сговор попросту не выгоден. Именно за это медицинские функционеры, не привыкшие выносить сор из избы, так не любят страховые компании и регулярно устраивают кампании травли страховщиков в попытках спрятать свои огрехи. А теперь представьте, что экспертиза будет передана в руки того же ФФОМС, подконтрольного Минздраву. Безусловно, нужное количество экспертиз будет выполнено. Только найдутся ли там грубейшие нарушения? Вопрос риторический. 

Страховые организации для проведения экспертиз зачастую привлекают лучших специалистов в отрасли – докторов и кандидатов медицинских наук, доцентов и профессоров – людей с колоссальным опытом и знаниями. Разумеется, такой эксперт обнаруживает целый ряд нарушений в работе медучреждений. Выявляемые ошибки в оказании медицинской помощи могут приводить к прогрессированию имеющихся и развитию новых заболеваний у пациента. При этом больницы не соглашаются с результатами экспертизы, а территориальные фонды ОМС (ТФОМС) их в этом безапелляционно поддерживают, несмотря на очевидность нарушений.

После такого «арбитража» экспертизы со стороны ТФОМС все то, на чем акцентировали внимание независимые эксперты, становится ничтожным. «Работа над ошибками» больницей не проводится, нарушения продолжают тиражироваться. Риски для здоровья пациентов – людей с тяжелыми заболеваниями – игнорируются. Все материалы, которые страховые организации наработали для улучшения ситуации в здравоохранении региона – летят в мусорную корзину фондов. Страховым компаниям стоит огромного труда отставить свою правоту и интересы пациентов, вплоть до судебных споров. Что изменится при передаче самой экспертизы в руки такого «арбитра»?

Эволюционная реализация модели ОМС и отход от модели сметного финансирования велись в нашей стране последние десятилетия, в том числе силами как самого ФФОМС, так и Минздрава с их предыдущими руководителями. Следствием этого стало увеличение доступности и качества медицинской помощи. Появилась конкуренция федеральных медучреждений за пациента, практически исчезли очереди на высокотехнологичную медпомощь. Но именно это так легко пытаются стереть новое руководство ФФОМС, еще пол года назад не имевшее никакого отношения ни к медицине, ни к ОМС. И такие новации анонсированы на всю отечественную медицину, а не только на медучреждения федерального уровня. Вызывает недоумение, что государственные служащие позволяют игнорировать стратегию президента, и с осознанно закладывают в систему конфликт интересов и потенциальную коррупцию. Учитывая, что в сегодняшней модели ОМС такая государственная структура, как ФФОМС, является проверяющим для страховых компаний относительно их качества работы, то кто в новой конфигурации будет наделен правом проверять ФФОМС? Этого в новом законопроекте не предусмотрено. Очевидно пациенты будут вновь предоставлены сами себе. 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Срок ультиматума для Лукашенко закончился

Срок ультиматума для Лукашенко закончился

Антон Ходасевич

Десятки тысяч белорусов в 11-й раз вышли на воскресный марш протеста

0
1010
Бишкек всячески подчеркивает лояльность Москве

Бишкек всячески подчеркивает лояльность Москве

Виктория Панфилова

Россия скорее всего вновь обеспечит финансовую подушку безопасности для Киргизии

0
1772
Все зло от блогеров!

Все зло от блогеров!

Фалет

Сказ о депутате Шадринской гордумы, разбитых фонарях и дырах в асфальте

0
1751
Нарышкин приехал оценить ситуацию вокруг Лукашенко

Нарышкин приехал оценить ситуацию вокруг Лукашенко

Антон Ходасевич

В Минске прогнозируют рост напряженности в российско-белорусских отношениях

0
3878

Другие новости

Загрузка...