0
12370
Газета Экономика Печатная версия

18.10.2020 20:49:00

Бедность подстроится под национальные цели

Для оценки результатов социальной политики в стране придумают новые инструменты

Тэги: социальная политика, бедность, оценка, минтруд, росстат, мэр, прожиточный минимум, медианный доход


социальная политика, бедность, оценка, минтруд, росстат, мэр, прожиточный минимум, медианный доход Глава Минтруда Антон Котяков вступит в 2021-й с новым прожиточным минимумом. Фото с сайта www.council.gov.ru

Минтруд, Росстат и Минэкономразвития разрабатывают дополнительные инструменты оценки бедности, сообщили «НГ» в пресс-службе Минтруда. Это связано с запланированным на 2021 год переходом к новой формуле расчета прожиточного минимума – в привязке к медианному доходу. Как пояснили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты, после внедрения этой формулы существующий «показатель уровня бедности не может служить целевым индикатором». Если пересчитать данные по-новому, то последние семь лет уровень бедности в России почти не менялся, он составлял около 14–15% вне зависимости от экономической ситуации, выяснили аудиторы.

Переход страны к новому способу расчета прожиточного минимума ставит вопрос о том, с какой теперь бедностью правительству нужно будет бороться, реализуя указы президента о национальных целях развития. Если заложить в расчеты новую формулу, то уровень бедности, определяемый как доля людей с доходами ниже величины прожиточного минимума, «на протяжении последних лет – с 2013 по 2019 год – практически не менялся», сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты. «Он находился в пределах от 14,6 до 14,2%, никак не реагируя ни на экономический рост, ни на экономический спад», – выявили аудиторы.

По действующей сегодня методике уровень бедности в стране составил в первом полугодии 2020-го 13,2% населения РФ против 12,3% по итогам 2019-го или против, например, 10,8% в 2013-м.

Резюмируя, в Счетной палате предупредили: «Показатель уровня бедности при новом способе определения величины прожиточного минимума не может служить целевым индикатором для проведения политики снижения бедности».

Напомним, правительство планирует со следующего года рассчитывать прожиточный минимум в привязке не к потребительской корзине, как сейчас, а к медианному доходу населения (такой законопроект внесен в Госдуму). Медианный доход – это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины – ниже.

С 2021 года прожиточный минимум составит 44,2% от медианного дохода (см. «НГ» от 30.09.20). Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет – «с целью гибкого реагирования на изменения социально-экономической ситуации». Аналогичным образом изменится и расчет минимального размера оплаты труда. Его привяжут к медианной зарплате, причем и сама медианная зарплата тоже будет рассчитываться по-новому (см. «НГ» от 15.10.20).

И это, как теперь выяснилось, еще не все предстоящие новации. Следующее новшество будет касаться в целом оценки бедности. В пресс-службе Минтруда в ответ на просьбу «НГ» прокомментировать выводы Счетной палаты признали, что при внедрении новой формулы прожиточного минимума использование его «в качестве индикатора эффективности политики по выведению из бедности граждан действительно может быть затруднено».

Значит, потребуется доработка дополнительных инструментов оценки бедности, сообщили в министерстве. «Такая работа сейчас проводится Росстатом, Минтрудом и Минэкономразвития», – добавили в ведомстве Антона Котякова.

В Минтруде указали на две задачи в рамках системной работы по снижению уровня бедности. «Первая – увеличение реальных доходов граждан. На решение этой задачи как раз направлена новая методика, которая «привязывает» социальные гарантии для наименее социально защищенных граждан к общему росту уровня доходов. Когда повышается общий уровень жизни, повышается и тот минимальный размер социальных гарантий, исходя из которого рассчитываются пособия и выплаты малоимущим гражданам», – пояснили собеседники издания.

228-4-3480.jpg
Об успехах социальной политики граждане
судят не по отчетам правительства, а
по собственным расходам на самое
необходимое.  Фото агентства «Москва»
При этом если общий уровень доходов не растет, «включается защитный механизм: уровень прожиточного минимума не может снижаться по отношению к предыдущему году, а минимальный размер оплаты труда не может быть меньше уровня прожиточного минимума», обещают в министерстве.

«Вторая задача – оценка эффективности усилий государства по повышению уровня доходов граждан, – продолжили в Минтруде. – Новый подход качественно меняет саму методику оценки прожиточного минимума. При новой методике чем эффективнее работа по увеличению общих доходов граждан, тем выше поднимается планка прожиточного минимума».

У экспертов, правда, есть определенные сомнения. Руководитель департамента Финансового университета при правительстве Константин Ордов обратил внимание на формулировку, что соотношение прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%) может пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Однако не видно уточнений, а как часто может происходить этот пересмотр. Ордов предположил, что он может повторяться снова и снова, хоть каждый год, причем произвольно.

«Появляется абсолютная неопределенность и непредсказуемость прежде всего для планирования госбюджета и госрасходов, – говорит Ордов. – В этой формуле с определением прожиточного минимума одни переменные и неизвестные». «Если человеку не хватает средств на то, чтобы выжить, то какая ему разница, какую долю это составляет от медианы», – добавил он.

«Предлагается произвести принципиальное изменение методики, уйти от определения показателей по расходам, к расчету по текущему уровню доходов», – пояснила ведущий научный сотрудник лаборатории «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Духон. Но тогда возникает, например, вопрос теневых заработков, которые «никак не увеличивают уровень среднедушевых доходов, а следовательно, и величину прожиточного минимума», уточнила эксперт.

Также важно отметить, что реальные располагаемые денежные доходы в период с 2014 по 2017 год падали и лишь символически росли в 2018-м и 2019-м, напомнила Духон. «Невозможно ожидать роста реальных денежных доходов и в текущем году», – отметила она. Прогноз Минэкономразвития на этот год: падение реальных располагаемых доходов населения на 3%. В итоге, по мнению эксперта, важно понимать, что «больше, чем бюджет может заплатить, социально незащищенные группы населения не получат».

И самое главное – из всего этого можно сделать вывод, что теперь снова потребуется вносить уточнения в указы президента, посвященные национальным целям развития.

Напомним, в майском указе от 2018 года говорилось, что правительству нужно обеспечить до 2024-го «снижение в два раза уровня бедности в РФ». Затем пришлось цели скорректировать, и в июльском указе этого года прописано, что нужно обеспечить к 2030 году «снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года».

Итак, на какие уровни и показатели мы будем ориентироваться после внедрения новой формулы прожиточного минимума? С какой именно бедностью будем бороться? По старой методике в 2017-м уровень бедности в России составлял 12,9% от населения РФ. По новой методике, как сообщили аудиторы, бедность на протяжении семи лет «топталась» около отметки 14–15%. Какой же показатель снижать, а каким отчитываться? Или это вскоре будет неважно, потому что за предстоящие 10 лет сами национальные цели развития тоже изменятся? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Росстат ответил на материал НГ под названием «В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций»

Росстат ответил на материал НГ под названием «В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций»

0
252
Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
96
Гражданам предлагают верить в электоральное плацебо

Гражданам предлагают верить в электоральное плацебо

Дарья Гармоненко

Работа конкурсных комиссий имитирует процедуру прямого избрания мэров

0
2234
Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС

Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС

Андрей Конопляник

Необходимы единая политика и переход от экспорта к технологическому сотрудничеству

0
1690

Другие новости