0
5864
Газета Экономика Печатная версия

11.03.2021 20:38:00

Силуанов собирается получить сверхдоход от падающего экспорта

Минфин изымет из экономики 2 триллиона рублей

Тэги: бюджет, нефтегазовые доходы, экспорт, фнб, минфин, силуанов, кудрин, опек


бюджет, нефтегазовые доходы, экспорт, фнб, минфин, силуанов, кудрин, опек Глава Минфина Антон Силуанов готов выдать из резервов один государственный рубль в обмен на пять частных. Фото Reuters

Из-за прошлогодних проблем с доходами бюджета в этом году пополнять Фонд национального благосостояния (ФНБ) в буквальном смысле нечем, сообщила Счетная палата (СП). Следующее перечисление средств в фонд можно ожидать только в 2022 году. В правительстве уже подсчитали, какую сумму условных нефтегазовых сверхдоходов изымут из экономики в течение года, чтобы направить в резервы, – более 2 трлн руб. Похоже, ведомство не смущает, что экспорт нефти пока продолжает сокращаться на десятки процентов. При этом Минфин все же пообещал вложить часть резервных средств в инвестиционные проекты, но за один государственный рубль он хочет привлечь пять частных.

Экспорт нефти из РФ пока продолжает сокращаться, следует из данных Федеральной таможенной службы. В январе в натуральном выражении он сократился на 27%, а в стоимостном – на 43% по отношению к тому же месяцу 2020-го. По итогам прошлого года падение составляло в натуральном выражении около 11%, а в стоимостном – почти 41%.

Из-за прошлогодних проблем с доходами бюджета и вызванного пандемией кризиса в этом году ФНБ пополняться не будет, следует из отчета Счетной палаты. «В 2021 году пополнения ФНБ не ожидается из-за возникших в 2020 году недополученных нефтегазовых доходов… При этом средства в иностранной валюте, приобретенные за счет дополнительных нефтегазовых доходов в первом квартале минувшего года, были полностью использованы в 2020 году», – пояснил аудитор Алексей Саватюгин.

«Согласно данным на сайте Минфина, расчетная сумма дополнительных нефтегазовых доходов за январь–март 2020 года составила 570 млрд руб. А объем проданной к августу валюты… достиг 646 млрд руб. В результате к концу лета на счетах Федерального казначейства, куда зачисляется иностранная валюта, купленная за счет дополнительных нефтегазовых доходов, не осталось средств», – поясняется в материалах на сайте СП.

В ведомстве Алексея Кудрина добавили, что теперь «дополнительные нефтегазовые доходы 2021 года могут быть направлены на пополнение ФНБ только в 2022 году».

В правительстве уже подсчитали, на какую сумму условных сверхдоходов можно будет рассчитывать в этом году. Сначала ориентир обозначил вице-премьер Александр Новак. Средняя цена нефти Brent с начала года – около 60 долл. за баррель. «Мы ожидаем, что дополнительные поступления в ФНБ могут составить в 2021 году около 2,5 трлн руб. при среднегодовых ценах в 60 долл. за баррель», – сообщил вице-премьер.

Он указал на позитивный эффект сделки ОПЕК+ и восстановление спроса. В прошлом году спрос в мире падал на 20–22 млн барр. в сутки (б/с), затем он восстановился примерно на 15–17 млн б/с, напомнил вице-премьер. «В этом году мы ожидаем, что общее восстановление спроса будет где-то 5,5 млн б/с. Окончательное восстановление докризисного спроса ожидается в 2022 году», – добавил Новак.

В свою очередь, Минфин сообщил, что «при сохранении текущих уровней нефтяных котировок и валютного курса рубля дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2021 году превысят 2 трлн руб.». И по итогам года эти средства будут перечислены в ФНБ.


49-4-2480.jpg
Председатель Счетной палаты Алексей
Кудрин проанализировал ситуацию
с дополнительными нефтегазовыми доходами
бюджета.  Фото Reuters
По данным Минфина, в январе ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета должен был составить 73,5 млрд руб., в феврале – около 47 млрд руб., в марте – почти 117 млрд руб. Хотя изначально в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021 год Минфин сверхдоходов, судя по всему, не ожидал. «Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2021 год прогнозируется в объеме 5987,2 млрд руб. Объем базовых нефтегазовых доходов в 2021 году будет определяться без учета снижения объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и составит 6078,3 млрд руб. Таким образом, в 2021 году образуются недополученные нефтегазовые доходы в объеме 91,1 млрд руб.», – отмечалось в пояснительной записке.

Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании цены отсечения 43,3 долл. за баррель в 2021 году, 44,2 долл. за баррель в 2022-м и 45 долл. за баррель в 2023-м. Нефтегазовые доходы, полученные сверх этой планки, признаются дополнительными и направляются в резервы.

Правда, обвал нефтяного экспорта в том числе в натуральном выражении ставит под сомнение эффективность и оправданность бюджетного правила: при сокращающихся по факту поступлениях в экономику из нее изымаются средства, которые Минфин решил назвать сверхдоходом, причем вернуть эти средства в экономику крайне сложно.

В четверг министр финансов Антон Силуанов назвал условия. По его словам, сейчас конъюнктура позволяет воспользоваться средствами ФНБ. По состоянию на 1 марта объем ФНБ превысил 13,5 трлн руб., ликвидная часть фонда составила почти 8,7 трлн руб., или 7,5% прогнозируемого на текущий год ВВП. Предполагалось, что расходование средств фонда на инфраструктурные проекты станет возможно, когда ликвидная часть фонда превысит 7% ВВП. Правда, ранее уточнялось, что ликвидная часть должна превышать 7% ВВП на протяжении трех лет.

Но, похоже, в финансовом блоке решили, что уже сейчас можно подумать о некотором расходовании средств. «Мы предложили, чтобы на рубль ФНБ мы могли бы привлекать не менее 5 руб. частных инвестиций и более. И тогда это будет синергия, – пояснил на совещании у президента Силуанов. – И тогда, действительно, мы можем говорить о том, чтобы задействовать и частные инвестиции, и стимулировать новые проекты, новые рабочие места. И этот инструмент будет работать в этом году, мы уже готовы с ним работать».

«Прошу правительство в месячный срок представить конкретные предложения по инвестированию средств ФНБ, в том числе в инфраструктурные проекты», – дал поручение президент Владимир Путин.

«В условиях высоких цен на нефть и большого притока доходов бюджетное правило искусственно снижает возможности государства для финансирования различного рода проектов и социальных программ, – прокомментировал ситуацию главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. – Однако при падении цен это правило призвано стать источником финансирования выпадающих доходов, обязательств государства. Впрочем, в прошлом году значительного расходования средств ФНБ не было, помогли достаточно быстро восстановившиеся цены на нефть».

Но здесь, по его словам, возникает другая проблема: как долго может увеличиваться объем ФНБ? Если целевой ориентир по ликвидной части уже достигнут, то что делать с допдоходами от бюджетного правила, которые продолжают поступать в ФНБ? «Ответа пока от правительства нет. Дискуссии продолжаются», – отметил Тихомиров.

При этом, как признает руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, прогнозируемые 2 трлн руб. дополнительных доходов вполне можно назвать виртуальными. Во-первых, мы не знаем, как сложится конъюнктура мировых цен на нефть в течение года, а значит, реальные «сверхдоходы» теоретически могут быть как больше 2 трлн руб., так и существенно меньше, вплоть до полного отсутствия. Во-вторых, если все эти дополнительные доходы будут направлены в ФНБ, то для экономики они по факту так и останутся виртуальными, потому что в нее не попадут. А если попадут, то не все и только в избранные проекты. 

Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина, «механизм бюджетных правил позволяет локализовать влияние нефтяной волатильности и таким образом обеспечивает устойчивость экономики к динамике цен на нефть».

В ведомстве напоминают: в первом полугодии 2020 года цены на нефть падали ниже 10 долл. за баррель, но последствия при этом, благодаря бюджетным правилам, не были драматичными, реакция курса рубля была сдержанной, риск-премия, процентные ставки, инфляция оставались стабильными.

Это позволило эффективно проводить контрциклическую политику. В 2020-м ФНБ, по уточнению Минфина, использовался на покрытие недополученных нефтегазовых доходов (с учетом покупки в первые три месяца, из ФНБ было использовано 289,7 млрд руб.).

«Что касается динамики добычи нефти, конечно, она оказывает влияние на поступления рентных доходов, но незначительное. По соглашению ОПЕК+, ограничение на добычу нефти составляет менее 10%, а сокращение нефтегазовых доходов в федеральный бюджет при базовой цене на нефть в 2021 году может составить 625 млрд руб., – отметили в пресс-службе ведомства. – Тем не менее ограничение на добычу нефти по соглашению ОПЕК+ – временное решение для поддержания сбалансированности мирового рынка нефти в условиях резкого сокращения спроса во время пандемии. Учитывая это, влияние сокращения добычи по сделке не учитывается при определении предельных расходов в 2021 году».

Таким образом, компенсируются выпадающие базовые нефтегазовые доходы, что позволяет минимизировать влияние временного ограничения добычи нефти как на уровень предельных расходов федерального бюджета, так и на российский ненефтегазовый сектор в целом, считает Минфин.

В итоге в министерстве ожидают, что в 2021 году – при сохранении текущих уровней нефтяных котировок и курса рубля – дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета могут превысить 2 трлн руб. «даже с учетом сделки ОПЕК+».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Михаил Сергеев

Счетная палата оценила бюджетные расходы в регионах в 680 миллиардов рублей

0
2619
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
3626
Методы «нефтяной индукции»

Методы «нефтяной индукции»

Константин Симонов

Начать менять налоговую политику в нефтяной индустрии можно с малых компаний

0
1744
Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 9 июня 2025 г.

0
5325

Другие новости