0
2059
Газета Экономика Печатная версия

21.09.2021 20:04:00

Бюджет потеряет 4 триллиона рублей на недострое

Трем министерствам поручено окончательно списать расходы

Тэги: строительство, недвижимость, жилье, недострой, долгострой, бюджет, финансы


строительство, недвижимость, жилье, недострой, долгострой, бюджет, финансы Проблема долгостроя в РФ не решается годами. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

В России растет объем незавершенного бюджетного строительства. Это тысячи недостроенных школ, больниц или коммунальных объектов. Бюджет потерял в недострое около 4 трлн руб., подсчитали в Счетной палате. Исправить статистику до конца года должны Минстрой, Минфин и Минэкономразвития. Им надо окончательно списать бюджетные расходы на стройки, которые нельзя закончить. Или дополнительные расходы на их завершение уже невозможны.

Решение о списании государственного недостроя будет приниматься при отсутствии оснований для его приватизации. Или отказа госкорпорации «ДОМ.РФ» в подготовке предложений об использовании объектов для жилищного строительства, а также незаинтересованности региональных властей в этих объектах. 

При этом проект решения о списании бюджетных миллиардов будет направляться в Минэкономразвития, Минфин, Минстрой, Росимущество и Федеральное казначейство. Срок его согласования должен составлять не более двух недель.

Если затраты на строительство объекта превысили 3 млрд бюджетных рублей, то решение о списании должно приниматься в форме правового акта правительства. А если потрачено меньше, то в форме ведомственного решения. Минэкономразвития (МЭР) также рекомендовано в течение четырех месяцев утвердить критерии невозможности использования объектов незавершенного строительства.

Telegram-канал «Майский указ» сообщает, что к середине октября МЭР по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина должно подготовить конкретные данные обо всех государственных объектах незавершенного строительства, чтобы оценить, какие бесперспективные долгострои, а также понесенные затраты целесообразнее списать. Вся «незавершенка» будет поделена на «текущую» и «проблемную», с которой правительство планирует разбираться отдельно.

Между тем проблемы с долгостроем накапливаются десятилетиями. Еще несколько лет назад Счетная палата (СП) занялась мониторингом объектов незавершенного строительства. В 2017 году СП оценивала объемы незавершенного строительства в 2,2 трлн руб., а уже в 2019-м – в 4 трлн. В августе прошлого года в ведомстве обнародовали новую оценку бюджетных потерь от незавершенного строительства – 5,3 трлн руб. (см. «НГ» от 26.10.20). Аудиторы тогда подчеркивали, что меры, реализуемые на федеральном и региональном уровнях не привели к принципиальным изменениям в сфере незавершенного строительства. «По-прежнему остро стоит вопрос «проблемных объектов» – тех, строительство которых приостановлено или законсервировано (брошенные), и тех, что строятся более пяти лет (долгострой)», – рассказывали в СП.

На 1 июля 2021 года в стране насчитывалось 65,2 тыс. объектов незавершенного строитьельства на общую сумму почти в 4 трлн руб., сообщается в мониторинге ведомства Алексея Кудрина. Причем на региональный бюджетный уровень приходится 61,5 тыс. объектов на сумму в 3 трлн, на федеральном – 3,7 тыс. строек на сумму почти в 950 млрд руб. Основная масса недостроя – это социальные объекты: школы, детсады, транспортная, медицинская и коммунальная инфраструктура.

В Минстрое рассказывали, что существующих законов просто не хватает для сокращения объемов бюджетного долгостроя. «Нужно признать, что сегодня нормативных документов недостаточно», – говорил теперь уже бывший глава Минстроя Владимир Якушев. Он тогда рассказывал, что вначале надо произвести оценку каждого объекта, в рамках которой станет понятно, в каком состоянии он находится, сколько времени и средств необходимо на достройку, а также целесообразно ли его достраивать. После подготовки документации и выделения средств Минфином к работе подключится Минстрой, который будет отвечать за физическое исполнение. «Так системно вопрос еще никогда не был обозначен», – отмечал он. О том, почему ранее получался большой объем незавершенного строительства, Якушев рассказывал так: «Субъекты разными путями пытались попасть в федеральную адресную инвестиционную программу, чтобы хоть какие-то деньги получить, чтобы начать строить. Но при формировании федерального бюджета на следующие годы про эту строчку в программе забывали, денег туда не давали, в результате мы получали объект незавершенного строительства. Конечно, это неэффективно».

Теперь, видимо, власти хотят не просто не распределять бюджетные средства на достройку объектов, а вообще забыть про уже потраченные триллионы рублей.

Основная причина несписания объектов незавершенного строительства на федеральном уровне – это отсутствие соответствующего нормативного правового акта, подтвердили «НГ» в Счетной палате. Еще одна причина – это отсутствие инициативы в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Аудиторы указывают: значительная часть объектов незавершенного строительства, потенциально подлежащих списанию, была начата строительством в 1990-х и нулевых годах. «Кроме того, не стоит забывать и о недостроях советского периода, все еще числящихся в учете. По результатам массовой инвентаризации выявлены незавершенные объекты, начатые в 1961, 1964–1965 годах и до сих пор висящие на балансе», – рассказывают в ведомстве.

Также подавляющая часть брошенных объектов не консервировались должным образом, так как строительство чаще всего прекращалось ввиду отсутствия финансирования, а консервация объекта также требует достаточно заметных финансовых затрат. «За прошедшие годы такого рода объекты частично разрушились, а современные требования к технико-экономическим параметрам зданий, к их энергоэффективности, эргономике и т.п. делают их достройку в нынешнее время бессмысленной и затратной», – рассказывают в СП.

Решение о списании недостроя и формального улучшения статистики уже назрело. «Во время кризиса и бюжетных проблем тратить деньги попусту уже нельзя», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Если стройка явно буксует и ее завершение отодвигается за разумные горизонты, то нужно прекращать разбазаривать деньги, которые могут быть востребованы в других местах, рассуждает он. «У нас с космодрома Восточный, если не ошибаюсь, было всего четыре запуска за прошлый год и по одному за два предыдущих. А денег вложили много. И космодром еще не достроен окончательно. И неясно, когда будет достроен. При желании можно подсчитать, сколько школ, больниц или детских садов за это время можно было построить на деньги, «зарытые в землю», – рассуждает эксперт. По мысли Коренева, пока тот, кто отвечает за строящийся объект, не рискует оказаться под следствием за разбазаривание государственных денег, шансы на достройку малы.

Управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Корка считает решение властей точечной позитивной мерой.

«Общие нормы не учитывали специфику данных объектов, а также публично-правовой характер возникающих правоотношений, в результате чего недострои, а также понесенные федеральным бюджетом расходы не всегда своевременно списывались, безусловно, производя тем самым негативный экономический эффект», – отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Николай Дуванов.

По большому счету этим вопросом никто не занимался, говорит руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. «Нужно разбираться, почему эти объекты не были построены – не хватило финансирования или было нецелевое использование средств. Именно в этом и состоит работа контролирующих аудиторских органов», – рассказывает он. Простое списание, по словам экономиста, статистически уменьшит количество объектов незавершенного строительства и улучшит картину на бумаге. Но пока нет никаких оснований полагать, что объекты незавершенного строительства теперь будут возводиться быстрее. Коган не исключает, что новые правила могут запустить коррупционный механизм по отмыванию денег на бюджетном строительстве с новой силой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Расходы на оборону и безопасность вырастут почти на триллион рублей

Расходы на оборону и безопасность вырастут почти на триллион рублей

Владимир Мухин

Россия раскошелится на увеличение армии и подготовку мобилизационного резерва

0
1102
Минэкономразвития ожидает увеличения спроса граждан на внесудебное банкротство

Минэкономразвития ожидает увеличения спроса граждан на внесудебное банкротство

Анастасия Башкатова

Власти делают для населения максимально доступными процедуры по списанию долгов

0
603
Лукашенко обещает населению рост доходов

Лукашенко обещает населению рост доходов

Антон Ходасевич

Чиновники готовят белорусам новые налоги

1
2749
Как зацементировать российский строительный сектор

Как зацементировать российский строительный сектор

Сергей Коновалов

Рост цен на самый распространенный стройматериал отражает тенденции рынка и необходимость модернизации производства

0
1277

Другие новости

Загрузка...