0
8162
Газета Экономика Печатная версия

25.11.2022 12:22:00

Российский бизнес попытались исключить из климатической дискуссии

Эксперты обсудили итоги Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата


COP-27 показал, как политика влияет на климатическую повестку, констатировали участники дискуссии. Фото © Ассоциация менеджеров

Прошедшая в ноябре в Шарм-эш-Шейхе Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-27) получилась неоднозначной. С одной стороны, ее участники (в очередной раз) пришли к соглашению о необходимости компенсации ущерба развивающимся странам, нанесенного странами развитыми. С другой, не обошлось без влияния политической повестки: официальная российская делегация столкнулась с беспрецедентным давлением. Итоги конференции и стали предметом дискуссии на круглом столе, организованном Российским партнерством за сохранение климата и Ассоциацией менеджеров России.

С прошлой конференции в Глазго, подчеркнула директор департамента внешних коммуникаций Эн+ Ольга Санарова, выступившая в роли модератора, ситуация сильно изменилась. Российская делегация отправилась на ежегодный климатический саммит ООН с одними чаяниями, а в результате столкнулась с совершенно другой реальностью. «Очевидно, что от политической повестки уйти не удалось, – сказала Ольга Санарова. – Хоть на наших прошлых встречах мы и говорили, что именно борьба с климатическими изменениями может стать той, одной из немногих, темой, на базе которой – после того как «пушки замолчат» – объединятся все страны, сейчас мы видим, и COP-27 это наглядно показал, как политика влияет на климатическую повестку».

Генеральный директор Центра международных и сравнительно-правовых исследований Екатерина Салугина-Сороковая, в свою очередь, отметила, что представители Центра на СОР в этом году получили статус «независимых наблюдателей». Возможно, именно потому, что они находились на переговорах не в статусе членов российской делегации, они «никакой политики на себе не ощутили». Основная острота переговоров, по словам Екатерины Салугиной-Сороковой, была между развитыми и развивающимися странами: «С каждым днем этот накал все нарастал. Доходило до того, что в последние дни конференции развивающиеся страны просили развитые покинуть зал переговоров».
Ключевым моментом конференции стал вопрос об углеродных рынках. Для России, подчеркнула Екатерина Салугина-Сороковая, очень важно создать собственную инфраструктуру под подобные проекты, которая могла бы быть встроенной в глобальные цепочки. Хотя, признала эксперт, «глобального углеродного рынка, если честно, как такового нет». Требования к национальным реестрам остались гибкими, сказала Салугина-Сороковая, а значит, никаких ограничений для российских углеродных проектов не было введено.

Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании РУСАЛ, обратила внимание на три ключевых вывода COP-27 с точки зрения бизнеса: адаптацию, качество переходных планов и обеспечение справедливости в процессе перехода. По словам Ирины, на конференции не раз звучало, что обеспечение «потолка» в 1,5 градусов Цельсия повышения среднегодовых температур представляется все менее достижимым, несмотря на принимаемые и планируемые меры по митигации этих драматических изменений. Адаптация к ним выходит на первый план, но остро встают и вопросы ответственности за то, что происходит. «Все больше и больше мы слышим о том, что планета – «наш общий дом» и что некоторые «пользователи этого дома» не всегда эффективно (или «критически недостаточно») им управляют, – рассказала Ирина Бахтина. – Отсюда непраздный вопрос – что мировое сообщество рано или поздно предложит делать с «двоечниками»?» И такая риторика не может не настораживать, ведь если говорить о российском бизнесе, то именно в его адрес со страниц зарубежной прессы неслись призывы об исключении из диалога. Но как, оставаясь в стороне, можно решать всеобщие проблемы климата?

Самая важная для российского бизнеса тема – переходные планы. После прошлогодней конференции в Глазго Генеральный секретарь ООН обратил внимание на то, что многие из поставленных бизнесом целей по нулевым выбросам фактически являются «гринвошингом». Как результат – выработаны 10 рекомендаций от ООН, регламентирующих, каким должно быть качество климатических планов корпораций, финансовых институтов, городов и регионов.

Справедливость, по словам Ирины Бахтиной, часто звучала на СОР-27 как необходимость ответа на последствия колониальной политики, исторически проводившейся ныне развитыми странами при построении глобальных цепочек поставок. 5,8-5,9 трлн долл. – столько до 2030 года может понадобиться развивающимся странам, чтобы компенсировать негативные последствия измененного состояния климата.

«Климатическая конференция не должна быть местом для выяснения отношений, – резюмировала она. – Бизнес не должен быть исключен из этого диалога. И это то, на чем мы продолжим настаивать». Руководитель департамента валидации и верификации парниковых газов Российского энергетического агентства Минэнерго России Михаил Гитарский согласен с таким подходом и, в свою очередь, охарактеризовал позицию российской делегации на COP-27 как «климат вне политики». По его словам, важнейшей частью конференции стала новая рабочая программа по масштабированию амбиций – распределению целей по сокращению выбросов парниковых газов в размерах национальных экономик. Эта программа будет проведена в течение нескольких лет, и страны будут должны отреагировать на нее непосредственными мерами по сокращению выбросов. Михаил Гитарский также подробно остановился на международных стандартах оценки климатических проектов, призвав в то же время развивать внутреннюю, российскую методологию.

Климатическим и, в особенности, лесоклиматическим проектам эксперты уделили особое внимание, перейдя от геополитики к внутрироссийским процессам. Хотя в рамках СОР-27 эта тема обсуждалась не так активно, как в прошлом году, это совершенно не означает, что для России и всего мира она теряет актуальность. В подтверждение этому в сентябре 2022 года на Сахалине стартовал эксперимент по углеродному регулированию. В его рамках будет осуществлен ряд проектов по увеличению поглощения парниковых газов экосистемами. В случае успешной реализации природно-климатических решений на Сахалине, опыт таких проектов можно будет распространить и на другие регионы страны.

Конечно, по словам заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Александра Панфилова, в России климатические проекты находятся в зачаточном состоянии, и еще очень многое предстоит сделать. Прежде всего – использовать правильное определение: в рамках Парижского соглашения был установлен принцип дополнительности – то есть суть климатического проекта должна заключаться в том, чтобы получать углеродные единицы от таких проектов, которые не относятся к обычной, рутинной деятельности хозяйствующих субъектов. Эксперты напомнили, что несмотря на все недоработки и несовершенство российской регуляторики в сфере климатических проектов, бизнес заинтересован в подобных проектах и ждет утвержденной методологии и дополнений в законодательство. Так, у СИБУРа есть проект карбоновых ферм, у РУСАЛа и Эн+ Олега Дерипаски – проект лесовосстановления на гарях и охраны лесов от пожаров в Красноярском крае и Иркутской области, а у «Роснефти» – комплексные проекты лесоразведения.

России сегодня недостает сформулированной, четкой и целостной климатической стратегии, полагает декан Факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев. Речь идет о таких критических вещах, как методология, нормативная база и целеполагание. Страна должна внедрять лучшие международные практики, повышать прозрачность и технологичность своих инициатив – чтобы играть значительную роль на международном углеродном рынке и иметь устойчивый внутренний рынок. Пока же Россия (на примере сахалинского проекта) остается единственной страной, где компания, ушедшая «в минус» по углеродным единицам, может просто заплатить штраф – а смысл углеродного рынка как раз в том, чтобы избежать подобных ситуаций. Тем не менее, в будущее Николай Куричев смотрит с оптимизмом. В частности, огромный потенциал для развития он видит в неявном экспорте углеродных единиц – например, через «зеленую продукцию».

Невозможно исключить такую территорию, как Россия, из международного обсуждения климатических вопросов, констатировали все участники дискуссии. В то же время, сегодня как никогда важно обратить самое пристальное внимание как раз на внутрироссийские вопросы. Такие, например, как методология оценки и верификации климатического проекта, подготовка и адаптация нормативной базы, а также создание условий для развития внутреннего добровольного углеродного рынка. Впрочем, как следовало из круглого стола, все эти вопросы находятся в центре внимания регуляторов и будут решены в ближайшее время.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
303
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
277
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
322
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
302