0
4189
Газета Экономика Печатная версия

17.08.2023 21:22:00

Регионы не поспевают за транспортным прогрессом

Развитие в Московской агломерации сети пригородных электричек заставляет мечтать о высокоскоростных поездах в РФ

Тэги: столичный регион, общественный транспорт, инфраструктурные проекты, образец, регионы

On-Line версия

столичный регион, общественный транспорт, инфраструктурные проекты, образец, регионы Регионам пообещали 10 тысяч новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Фото PhotoXPress.ru

В четверг в столичной агломерации заработал новый маршрут электричек, который проходит от северо-запада до юго-востока региона – так называемый третий московский диаметр (МЦД-3). Предыдущие два центральных диаметра были запущены в 2019 году. Эксперты «НГ» отмечают, что столичный регион превращается в образец развития общественного транспорта самого современного уровня. Большинство российских регионов пытаются решать проблемы износа транспортных средств и инфраструктуры.

Президент Владимир Путин дал в четверг команду на запуск движения по маршруту Ленинградско-Казанского Московского центрального диаметра (МЦД-3). В церемонии приняли также участие столичный мэр Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Это третья по счету линия Московских центральных диаметров. Она связывает Зеленоград на северо-западе с Раменским на юго-востоке, то есть Ленинградское и Казанское направления.

На линии протяженностью 85 км расположены 38 станций. На 14 из них будут пересадки на метро, на Московское центральное кольцо и пригородные поезда других направлений. Для немосквичей можно пояснить, что раньше проехать по такому маршруту можно было только с несколькими пересадками. Если раньше за проезд нужно было заплатить 180 руб., то теперь хватит и 65 руб. Чиновники отмечали, что в зоне нового маршрута сейчас живут около миллиона человек. Теперь это количество жителей может удвоиться.

Запуск МЦД-1 и МЦД-2 состоялся осенью 2019 года, первый из них тоже открывал президент Владимир Путин. А в июне он вместе с мэром Москвы давал старт движению первых, выполненных в футуристическом стиле, электрических речных трамвайчиков на историческом, но недавно отреставрированном Северном речном вокзале.

Серьезное продвижение транспортников в московском регионе инициирует возможные подвижки по другим проектам. Владимир Путин заявил в четверг, что планирует обсудить с белорусским лидером Александром Лукашенко строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) до Минска. О том, что ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга может быть продлена до Минска, говорил в июне глава Минтранса РФ Виталий Савельев.

Время в пути по будущей ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом составит 2 часа 15 минут вместо сегодняшних 4 часов 5 минут, заявил Владимир Путин, поддержав предложение по началу реализации данного проекта. Он обозначил и другие направления будущего развития ВСМ в России. «Без всякого сомнения мы должны будем развивать эту систему дальше. Если от Москвы до Адлера протащить ветку, это уже будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто едет отдыхать на юг», – сказал Путин. «Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк», – добавил он.

Интерес главы государства к развитию транспортной инфраструктуры проявился и в начале мая, когда президент в режиме видеосвязи присутствовал на церемонии возобновления движения трамваев в Мариуполе. Тогда он указывал на то, что нужно продолжать развивать транспортную сеть города, в том числе увеличивать число маршрутов, обновлять давно устаревший парк общественного транспорта.

Износ подвижного состава общественного транспорта, однако, – это серьезная проблема и «старых» регионов РФ. Устаревает и инфраструктура. Процент износа инфраструктуры общественного электрического транспорта составляет от 60 до 80%, заявил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

По данным компании «ГТЛК», которую возглавляет бывший министр транспорта РФ Евгений Дитрих, в 2021 году износ (доля техники, находящейся в эксплуатации за пределами срока нормативного пользования) автобусов составлял 84%, троллейбусов – 62%, трамваев – 61%. Именно парк автобусов – самый многочисленный в стране (439 тыс. ед.). Средний возраст для автобусов составлял 17,4 года, троллейбусов – 14 лет. Средний возраст трамваев – 24 года.

Судя по данным Росстата, улучшение идет, но очень медленно. Статистическое ведомство сообщает, что в 2019 году степень износа автобусов составляла 55,9%, а в 2021 снизилась до 51,4%. Число изношенных троллейбусов, по этим данным, сократилось с 69,8% до 64%. Трамваев – с 62,2% до 60,8%.

С 2020 года в регионы поступило около 1,5 тыс. единиц транспорта. В 2023 году 13 городских агломераций получат еще 383 транспортных средства благодаря нацпроекту, говорил в марте зампред правительства Марат Хуснуллин. В июле, однако, оказалось, что план перевыполнен. В первом полугодии в регионы поставлено 449 транспортных средств, из них 338 автобусов, 29 троллейбусов и 82 трамвая. Общий объем финансирования программы модернизации общественного транспорта составляет 608,7 млрд руб. При этом Хуснуллин сделал еще более масштабный прогноз. По его словам, более 10 тыс. единиц подвижного состава будет поставлено до конца года в рамках модернизации общественного транспорта.

«Москва более значительно продвинулась в развитии общественного транспорта. С ней не может сравниться ни один регион, хотя можно назвать еще несколько агломераций, где есть серьезное продвижение в этом вопросе. Например, есть очень заметные изменения и по инфраструктуре, и по подвижному составу в Челябинске. Есть чем похвастаться Перми, Таганрогу, идут масштабные работы в Нижнем Новгороде, – сказал «НГ» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. 

Износ техники – важный, но не главный вопрос, считает эксперт. «Подвижной состав – это, по сути, расходный материал. Главная проблема – это низкое качество и разрушение инфраструктуры. Автобус может быть новый, низкопольный и с кондиционером, но если посадка в него идет не с оборудованной площадки, которой нет, а с проезжей части, то грош цена этой низкопольности. Если общественный транспорт движется по разбитым путям и непредсказуем из-за пробок, то только обновлением машин его привлекательность и эффективность не поднять. Он должен развиваться предсказуемо и комплексно, он должен быть предсказуемым для пассажира, а для этого – надежным. Например, трамвай только тогда показывает свои реальные преимущества, когда его путь максимально обособлен от прочего транспорта», – говорит Валдин.

«Чем дальше от столицы, тем больше можно видеть на улицах чадящих автобусов. Электротранспорт продолжает деградировать во множестве городов. Производство современных транспортных средств у нас налажено, но для того, чтобы такая техника массово появилась на улицах российских городов, нужно решить огромное количество организационных проблем. Например, в какой форме и куда должны идти инвестиции во все сферы отрасли. Универсальных и быстрых решений тут нет, хотя в отдельных городах изменения действительно могут происходить почти одномоментно. Например, как в Архангельске, Костроме или Ярославле», – отмечает эксперт.

«Есть несколько федеральных программ, которые могут ускорить обновление общественного транспорта и модернизацию соответствующей инфраструктуры, – сказала «НГ» старший научный сотрудник Центра экономики транспорта ВШЭ Екатерина Щукина. – Регионы обновляют общественный транспорт с помощью финансирования из федерального бюджета в рамках проекта «Развитие общественного транспорта», который «зашит» в национальный проект «Безопасные качественные дороги». На городской электротранспорт – трамваи и троллейбусы – деньги идут по программе «Чистый воздух». Деньги выделяются через институт развития ВЭБ. РФ, из Фонда национального благосостояния. С 2021 года, кроме того, действует программа финансирования через инфраструктурные бюджетные кредиты, а в 2023 году добавилась программа казначейских кредитов». «Уже возникают ситуации, когда деньги потрачены, а улучшения нет. Так бывает, когда развитие подвижного состава и инфраструктуры не синхронизированы, и современные трамваи не реализуют свой потенциал на старых рельсах. Очевидно, что оба вопроса надо решать в комплексе», – говорит Щукина.

*** 

За заявлениями относительно будущего транспортной отрасли внимательно следили авторы общественно-политических Telegram-каналов.

«Владимир Путин, фактически, утвердил много лет обсуждающийся проект строительства скоростной железной дороги из Москвы в Петербург, заодно отметив необходимость последующего продолжения проекта и создания сети – как минимум, вплоть до Черного моря и Урала, - пишет «Мейстер». - Учитывая недавно активизировавшееся обсуждение темы скоростной магистрали со стороны РЖД, эти слова Путина можно считать признаком принятия решения. Будем ждать его утверждения, подписания контрактов и практической реализации в ближайшие годы проекта, много лет пребывавшего в подвешенном состоянии».
Авторы канала «Мюсли вслух» обращают внимание на то, что Москва может позволить себе крупные инфраструктурные проекты, но не забывает и о социальных: «С начала этого года в Москве построили и ввели в эксплуатацию 41 детский сад и школу, к 1 сентября планируют завершить строительство еще 2 детских садов и 7 школ».



Читайте также


Какие информационные табло нам нужны

Какие информационные табло нам нужны

Олег Никифоров

Цифровизация на транспорте

0
2871
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
2485
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
2212
Россияне считают страхование жилья бессмысленной тратой

Россияне считают страхование жилья бессмысленной тратой

Анастасия Башкатова

Паводки вновь поставили вопрос о том, кто должен возмещать ущерб

0
3699

Другие новости