0
4181
Газета Экономика Печатная версия

14.12.2023 20:33:00

Зеленое лобби подстегнуло спрос на газ

Технологии консервации СО2 становятся главной надеждой экоактивистов

Тэги: оон, климатический саммит, дубай, итоговая декларация, природный газ, спрос, цены, спг


оон, климатический саммит, дубай, итоговая декларация, природный газ, спрос, цены, спг Участники COP28 призывают мир к снижению потребления и производства угля. Фото РИА Новости

Компромиссная итоговая декларация климатического саммита ООН устроила почти всех участников. Сторонники зеленой идеологии назвали ее историческим прорывом. А экспортеры ископаемого топлива объявили, что декларация не требует пересмотра их национальных энергетических планов. В безусловном выигрыше оказались поставщики природного газа, который объявлен приемлемым переходным топливом. Основные надежды зеленых лоббистов теперь связаны с технологиями консервации углекислого газа. Правда, экономически состоятельных технологий улавливания углекислого газа не появилось.

Конференция по климату в Дубае завершилась позже запланированного срока из-за проблем с согласованием итоговой декларации (см. «НГ» от 12.12.23).

В итоге был согласован текст документа, предложенный ОАЭ с небольшими уточнениями. «Мы разработали надежный план действий, чтобы сохранить цель по ограничению роста температуры в 1,5 градуса по Цельсию. Это сбалансированный план, направленный на сокращение выбросов», – сказал председатель COP28 султан Ахмед аль-Джабер.

В пунктах итогового соглашения, касающихся перехода от ископаемого топлива, предлагается «сокращение как потребления, так и производства ископаемого топлива справедливым, упорядоченным и равноправным образом, чтобы достичь чистого нуля к 2050 году, до или около него». Кроме того, предполагается «поэтапный отказ от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые поощряют расточительное потребление и не решают проблему энергетической бедности или просто переходного периода».

Новый проект, однако, не содержит пунктов об обязательствах поэтапного отказа от использования ископаемого топлива, к принятию которых призывали многие участники. Итоговая декларация попала под критику ряда экспертов за то, что она оставляет множество возможностей для поиска обходных путей, которые могут позволить странам продолжать расширять использование ископаемого топлива. В частности, документ не запрещает использование переходных видов топлива, к которым относится и природный газ.

Удивительно, но до завершения саммита многие еврочиновники говорили о провале саммита и несогласии подписывать итоговую декларацию. После завершения конференции они же поддержали документ. Так, комментируя итоги переговоров, глава ООН Антониу Гутерриш отметил, что упоминание ископаемого топлива, после стольких лет, наконец, было включено в соглашение. «Итоговый документ не содержит обещания «отказаться» от нефти, угля и газа, но по крайней мере в нем упоминается ископаемое топливо», – замечают в ООН.

Делегация ЕС, которая ранее поддерживала малые островные государства в борьбе за более жесткие формулировки, назвала принятое соглашение историческим. Член Еврокомиссии по борьбе с изменением климата Вопке Хукстра заявил, что «впервые за 30 лет мы можем увидеть начало конца использования ископаемого топлива». Спецпосланник США по вопросам изменения климата Джон Керри также поддержал соглашение. «Этот документ посылает очень мощные сигналы миру», – заявил он, добавив, что «многие хотели бы более четких формулировок об отказе от ископаемого топлива.

Итоговый документ, действительно, устроил не всех. «Соглашение может потенциально скорее откинуть нас назад, чем привести вперед», – объявила делегат Самоа Энн Расмуссен.

Представитель Международной сети действий в области климата Харджит Сингх заявил, что, несмотря на долгожданное упоминание в итоговом документе ископаемого топлива, принятие резолюции омрачено содержащимися в ней лазейками, с помощью которых индустрия ископаемого топлива может продолжать использовать опасные технологии. Сингх считает, что «богатые» государства поддерживают переход к зеленой экономике лишь на словах, а развивающиеся страны, по-прежнему зависящие от ископаемого топлива, остаются без надежных гарантий адекватной финансовой поддержки для «справедливого перехода на возобновляемые источники энергии».

По мнению экспертов, итоговое положение приведет к росту интереса к природному газу. «Объявленный переход от ископаемого топлива не означает отказа от его добычи и потребления угля нефти и газа. Но он приведет к свертыванию «длинных» инвестиционных проектов в разведку и освоение новых месторождений. В то же время и резкого отказа от финансирования уже реализуемых проектов не будет. Роль же природного газа в структуре потребления будет расти, так как инвесторы переключатся с нефти и угля на добычу переработку и транспорт газа», – полагает замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров.

Природному газу теперь оставляют роль переходного вида топлива в постепенном полном отказе от использования углеводородов, так как его углеродный след ниже, чем у других ископаемых видов топлива, замечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «На этом фоне в ближайшие годы роль природного газа в энергосистемах стран может возрасти, что повлечет за собой увеличение мирового спроса и как следствие, стоимости голубого топлива», – продолжает он.

«Природный газ относится к традиционным энергоносителям и, хотя при его использовании вредных выбросов образуется меньше, они всё равно есть, да и добыча его тоже не идеальна, так что считать его панацеей в нынешней ситуации было бы неверно. В СМИ сообщалось, что принятые на COP28 документы предусматривают постепенный отказ от ископаемого топлива к 2050 году, но природный газ точно также относится к ископаемым ресурсам, а значит, что и его потребление будет постепенно сокращаться. Возможное его отличие может заключаться в том, что так как при сжигании газа образуется меньше выбросов, не исключено, что по мере продвижения к указанной дате газ будет заменять другие виды энергоносителей, которые дают больше выбросов, но отказываться от него также планируют. Да, технологии не стоят на месте, они развиваются и не исключено, что однажды могут быть созданы такие, которые позволяют перерабатывать газ так, что никаких выбросов образовываться не будет и его потребление в мире может вырасти, но это дело будущего и не факт, что такое произойдёт. Возможно, что когда-то будет повышена и эффективность технологий по улавливанию углерода или созданы новые технологии, но опять-таки, это может произойти в будущем и это повестка будущих United Nations Climate Change Conference. Пока же цивилизации необходимо выполнять принятые решения COP28 причём выполнять оперативно, так как климат на Земле меняется всё быстрее», - говорит ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

Зарубежные СМИ задаются вопросом, выполнят ли страны даже эти расплывчатые положения, так как новое соглашение не имеет юридической силы и само по себе не может заставить какую-либо страну принять меры.

Собственно, некоторые страны уже прямо объявили, что итоговое положение COP28 ничего и не изменит. Министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бин Салман Аль Сауд уже после обнародования итогового документа подчеркнул, что решения, зафиксированные в итоговом документе, не повлияют на энергетическую политику Саудовской Аравии. «В тексте предложены альтернативные варианты (климатических действий. – «НГ»). Поэтому я думаю, что эти формулировки не повлияют на наш экспорт, не повлияют на нашу способность продавать нефть», – сказал министр.

По его словам, призыв к переходу от ископаемого топлива, который содержится в документе, соответствует позиции Саудовской Аравии, поскольку такая формулировка не накладывает ограничений на добычу, использование или экспорт углеводородов. Он также отметил, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК не считают отказ от ископаемого топлива единственным необходимым условием для сокращения выбросов парниковых газов и достижения целей Парижского соглашения.

Ранее ряд стран, в том числе и богатая нефтью ОАЭ, рассчитывали убедить международное сообщество в том, что углеродная нейтральность возможна и без полного отказа от ископаемого топлива. Для этого ОАЭ активно продвигали технологии улавливания и хранения углерода (Carbon capture, use, and storage – CCS/CCUS).

Однако многие эксперты развитие технологий улавливания и хранения СО2 ставят под сомнение. В докладе Международного энергетического агентства (МЭА) говорится, что к 2050 году общий объем улавливания CO2 в мире должен будет составить свыше 6 тыс метрических тонн (мт). Это в 134 раза меньше текущих значений. В 2022 году общий объем улавливания CO2 составил 45 мт, следует из данных МЭА.

Экономическая жизнеспособность этого метода остается недоказанной, пишет агентство Bloomberg. «На протяжении десятилетий США тратили миллиарды долларов федерального правительства (как гранты, так и налоговые льготы) на развитие проектов по улавливанию СО2 на электростанциях и промышленных объектах. Сегодня действует 14 проектов, причем половина из них связана с самыми дешевыми приложениями – переработка газа и производства этанола», – отмечает агентство.

Проблему признают и в МЭА. Сегодня на разных этапах разработки находится свыше 500 проектов CCUS, сообщают в агентстве. Однако темпы внедрения новых проектов отстают на треть от того, что требуется в сценарии нулевых выбросов к 2050 году, замечают в МЭА.

Критика технологий CCUS основывается на том, что бурного развития технология так и не получила, обращают внимание авторы доклада Сколтех, посвященного технологиям улавливания углеродов. «Текущий объем действующих мощностей CCUS значительно расходится с тем, который прогнозировался как необходимый для митигации (смягчения последствий. - «НГ») климатических изменений. Так МЭА предполагает, что в 2040 году необходимые мощности CCUS составят 2300 мт CO2 в год. При этом в 2019 году в эксплуатации CCUS находится всего 34 мт CO2 в год, что составляет лишь 1% от запланированной мощности», – обращают внимание исследователи.

Сомнения в эффективности технологий, по их мнению, отражает и тот факт, что крупномасштабный проекты по улавливанию СО2 закрываются. Так, только в 2020 году был закрыт крупномасштабный проект по улавливанию СО2 на угольной электростанции Petra Nova в США. Авторы подчеркивают: если бы каждый проект CCUS, запланированный за последние 30 лет, был успешно реализован, то действующая мощность улавливания CO2 уже в 2019 году составила бы 232 млн т в год, что составляет 10% от целевой мощности на 2030 год в Сценарии устойчивого развития МЭА. Однако почти половина заявленных проектов была отменена или приостановлена.

Низкая скорость внедрения CCUS, по мнению экспертов, связана с низкой доходностью проектов и непривлекательностью для инвесторов.

«Количество электроэнергии, необходимое для питания технологий улавливания, будет больше, чем сегодняшняя потребность всего мира в электроэнергии», – сообщали в МЭА. Необходимый объем улавливания углерода также потребует увеличения глобальных расходов на эту технологию с 4 млрд долл. в прошлом году до 3,5 трлн долл. к 2050 году. 


Читайте также


Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Геннадий Петров

Вето России на американо-японскую резолюцию в Совбезе ООН всерьез встревожило Белый дом

0
4564
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
5463
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
2405
Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Ольга Соловьева

Производство российской пшеницы будет снижаться, а экспорт – расти

0
4982

Другие новости