0
3083
Газета Экономика Печатная версия

20.02.2024 20:31:00

Треть семейного бюджета – расходы на продукты

Россияне распробовали мясные деликатесы и сыры

Тэги: благосостояние, исследование, ромир, семейный бюджет, расходы, продукты питания, деликатесы, мясо


благосостояние, исследование, ромир, семейный бюджет, расходы, продукты питания, деликатесы, мясо Магазины, как сообщили представители ретейлеров, расширили продовольственный ассортимент. Фото РИА Новости

За три года в бюджете среднестатистической российской семьи доля расходов на питание дома и вне дома выросла с 28–29% до 31–32%, сообщили «НГ» в холдинге «Ромир». Оценивать эти цифры можно по-разному. Взгляд условного пессимиста: чем ниже у семьи доходы, тем большая их часть направляется на еду, ведь и цены не стоят на месте. И доля 30%, по мнению части экспертов, это существенно. Взгляд оптимиста: покупатели, по замечанию других экспертов, стали чаще себя баловать, позволяя себе в том числе больше мясных деликатесов и сыров, а также посещение заведений общепита. Отсюда и рост затрат. В итоге многое зависит от уровня жизни конкретной семьи.

Исследовательский холдинг «Ромир» разработал методику расчета индекса благосостояния – показателя, по которому можно судить о доле затрат домохозяйств на продукты питания в структуре всех расходов семьи. В январе 2024 года индекс составил около 30%.

Это значит, что среднестатистическая российская семья в течение месяца почти каждый третий рубль из своего бюджета тратила на продукты питания – важное уточнение: на питание как дома, так и вне дома.

Если же брать период последних трех лет, то, как сообщила «НГ» исполнительный директор «Ромир» Инна Караева, доля затрат на еду увеличилась, но незначительно: так, по экспертным данным, в 2021 году она в среднем находилась на уровне 28–29% от общего семейного бюджета, а в 2023 году этот показатель вырос до уровня 31–32%.

Дополнительные детали в эту картину привносит другое исследование – аналитического центра НАФИ. Там приводятся данные совокупно за два последних года: «Средние траты россиян на продукты питания за два года выросли на 4,5 тыс. руб. в месяц – до 21,1 тыс. руб.». Другими словами, продуктовые расходы подскочили в среднем примерно на 27% при накопленной инфляции за 2022–2023 годы около 20%. Из чего следует, что траты на продукты росли не только из-за повышения цен, хоть оно, бесспорно, было ощутимым, но и из-за того, что люди в принципе стали больше покупать товаров.

Итак, потребительский рынок РФ становится еще одним полем для столкновения друг с другом условных пессимистов и оптимистов: многое зависит от того, что и с чем мы сравниваем, интерпретируя полученные цифры.

Например, как пояснила «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая, обычно доля расходов домохозяйств на питание находится в обратной зависимости к уровню доходов – «чем ниже доходы, тем большая их часть уходит на еду». Продукты питания покупаются в ущерб каким-то иным потребностям и желаниям, от которых проще отказаться.

«По данным Росстата, в 2022 году 10% домохозяйств с наименьшим уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов тратили на продукты питания 48% в структуре своих расходов, а 10% наиболее обеспеченных домохозяйств, наоборот, тратили на еду лишь 20% от общего размера потребительских расходов», – сообщила Беленькая.

Кроме того, как уточнила эксперт, по статистике Еврокомиссии (последние данные относятся к 2021 году), «средняя доля расходов на продукты питания в Евросоюзе составляла 14,3%, при этом максимальная доля – около 20% – отмечалась в восточноевропейских странах: в Румынии, Литве, Эстонии, Болгарии, Польше, Словакии».

И одновременно с этим, как сообщает холдинг «Ромир» в материалах исследования, страна, в которой доля затрат семей на продукты питания в общей структуре доходов составляет от 30 до 40%, относится к среднему уровню благосостояния со «сравнительно обеспеченным населением». Если на еду уходит от 20 до 30% семейных бюджетов, то это уже уровень выше среднего с «достаточно обеспеченным обществом».

Еще варианты: затраты на уровне 40–50% свидетельствуют об удовлетворении основных потребностей, но не более того; доля затрат, превышающая 60%, – характеристика крайне бедного населения, а не дотягивающая до 20% – наоборот, богатого.

Между тем, если при анализе потребительских расходов учесть еще и успехи общепита, то это сразу и заметно меняет всю ситуацию, если не сказать – искажает ее.

«В физическом выражении оборот кафе и ресторанов за последние три года увеличился весьма существенно – в 1,5 раза», – сообщила Беленькая.


38-4-1-650.JPG
Индекс благосостояния в процентах: какая доля семейного бюджета в среднем
тратится на продукты питания.  Источник: «Ромир»



















«Даже с учетом провала пандемийного 2020 года рост к уровню 2019 года составляет около 18%. То есть можно сказать, что люди стали больше пользоваться услугами общепита. Отчасти это компенсация сжатия выездного туризма и следствие расширения внутреннего туризма», – пояснила Ольга Беленькая.

«Отмечен рост аудитории и среднего чека в ресторанах и кафе, позитивную динамику показали развлекательные заведения с точки зрения продажи билетов и увеличения числа посетителей», – продолжила Караева. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) к этому добавили, что еще одним выраженным трендом 2023 года стало «развитие предложений и концепций общепита в крупных торговых сетях в ответ на растущий запрос потребителей на готовые блюда». «Очень популярными стали небольшие кафе в супермаркетах», – подтверждает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко.

В итоге, как говорит Караева, «безусловно, рост цен дает о себе знать». И даже попытки россиян применить различные стратегии экономии полностью от инфляционного удара не защищают. Но одновременно с этим покупатели действительно стали больше покупать продуктов – по словам Караевой, сказывается в том числе стремление буквально побаловать себя. «В прошлом году мы фиксировали повышение спроса, например, на мясные деликатесы», – привела пример эксперт.

Кстати, россияне, скажем так, «распробовали» не только мясную продукцию, но и молочную. Среднедушевое потребление молочной продукции в стране, по предварительным оценкам, выросло в 2023 году на 3%, до 249 кг на человека в год, что стало максимумом за последние 28 лет и практически соответствует уровню 1995 года. Об этом накануне сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Национального союза производителей молока.

Увеличение спроса отмечается практически по всем видам молочной продукции, «включая как традиционную цельномолочную группу, так и молокоемкие виды продукции – сыры, сливочное масло». А вот спрос на более дешевую продукцию – с растительными жирами – снижается, уверили в союзе.

«Потребление продуктов за минувший год и с начала 2024-го действительно растет, но не под влиянием цен – рост продаж наблюдается в натуральном выражении практически по всем продовольственным категориям», – подвел итог председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

По его словам, крупные ретейлеры за прошлый год увеличили продовольственный ассортимент в среднем на 3%, что также стимулировало оживление потребительского интереса и реального, очищенного от инфляции спроса.

Но среди россиян нашлись не только любители деликатесов. Дополнительный нюанс: как сообщил Караваев, также с начала прошлого года наблюдается растущий спрос на товары ЗОЖ-категории, что отражает повышенное внимание потребителей к своему здоровью. На это же указала и Коваленко: в настоящий момент многие пытаются уйти от вредной пищи и в своем рационе использовать более качественные продукты питания. 


Читайте также


Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Михаил Сергеев

За время спецоперации число миллиардеров выросло на 40%, несмотря на отказы от гражданства РФ

0
3484
Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Данила Моисеев

Правительством и судами недовольны даже в самых развитых странах мира

0
2303
Эхо "Крокуса": мужчинам тоже нужна психологическая помощь

Эхо "Крокуса": мужчинам тоже нужна психологическая помощь

Наталия Щанкина

Из-за культурных стереотипов и общественных установок многие страдают, но не обращаются к специалистам

0
2517
У Киева нет денег на энергоблоки для Хмельницкой АЭС

У Киева нет денег на энергоблоки для Хмельницкой АЭС

Наталья Приходко

При этом песок для укрытий украинских энергообъектов стал золотоносным

0
3125

Другие новости