За последние два десятилетия коммунальные концессии так и не стали механизмом привлечения частных инвестиций, считает аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. Фото РИА Новости
Передача государственных коммунальных объектов во временную эксплуатацию на условиях концессии вызывает в России серьезную критику. Новый временный владелец коммунальной инфраструктуры, как правило, добивается повышения тарифов за свои услуги, но не торопится с инвестициями. Ответственные федеральные ведомства не имеют достоверной информации о действующих концессиях, о степени износа инфраструктуры и о сроках модернизации, выяснила Счетная палата. Отсутствие эффективных механизмов контроля и ответственности создает большие риски для государственной программы модернизации ЖКХ с общим бюджетом в 4,5 трлн руб.
Федеральное законодательство о концессионных соглашениях было создано еще в 2005 году в надежде создать действенный механизм привлечения внебюджетных инвестиций. Однако на практике приток существенных частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру так и не появился. Более того – большинство концессионных соглашений в сфере ЖКХ можно считать фиктивными или притворными.
«Проведенный анализ выявил существенную долю концессионных соглашений (КС) с незначительным объемом инвестиций. Так, 60,8% КС заключено с объемом инвестиций менее 10 млн руб., что свидетельствует о том, что концессии в ЖКХ не стали значимым механизмом привлечения внебюджетных средств», – считает аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.
Лидерами по доле переданных в концессию объектов являются Кировская и Самарская области, где в концессию передано более 80% объектов ЖКХ. В шести регионах (Амурская, Владимирская, Кемеровская, Новгородская, Оренбургская и Тамбовская области) доля переданных объектов составляет более 40%. В 38 регионах доля объектов ЖКХ, переданных по КС, составляет менее 10%, отмечается в новом отчете Счетной палаты.
Информационные системы федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития, Минстроя, ФАС и Росстата) и Фонда развития территорий содержат противоречивые и неполные данные, обнаружили аудиторы. Так, по данным Минстроя России, на 1 января 2024 года заключено 2618 КС в коммунальной сфере, а по данным Минэкономразвития, таких соглашений было почти на 200 единиц больше.
Учет обязательств концессионеров по созданию и реконструкции коммунальных объектов по годам не ведется, что не позволяет оценить своевременность и полноту выполнения обязательств в рамках концессий, а также объем привлечения внебюджетных инвестиций в сферу ЖКХ, отмечают аудиторы.
Результатами внедрения концессий в ЖКХ недовольны не только аудиторы, но также парламентарии или жители тех городов, где коммунальная инфраструктура оказалась в частных руках.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, в Москве, так же как и в Санкт-Петербурге, и в Казани, тепло- и водоснабжающие организации были и остаются государственными, при этом в Самаре «это все принадлежит концессионерам, арендаторам». Парламентарий напомнил, что ранее эта тема обсуждалась с новым губернатором и депутатами от Самарской области: «Отдали за смешные деньги в аренду городские электрические сети, газовые, миллиардные обороты и доходы, а что получает бюджет от этого?»
«Высокий износ коммунальной инфраструктуры сегодня является основным фактором потери ресурсов в сетях и их аварийности. По официальным данным, более 40% объектов инженерной инфраструктуры нуждается в замене», – говорил первый зампред думского комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам, большинство соглашений не содержит инвестиционных обязательств концессионеров либо сроки по ним бесконечно передвигаются. «Решением проблемы мы видим ужесточение правового регулирования концессий в ЖКХ», – говорил парламентарий в октябре прошлого года на правительственном часе по вопросам состояния коммунальной инфраструктуры.
Сегодня изменений нормативного регулирования концессий требует и Счетная палата. Контрольное ведомство, в частности, предложило «определить минимальный объем инвестиционных обязательств концессионера при реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ и предусмотреть мониторинг заключенных соглашений на предмет взятых обязательств и их фактического исполнения в разбивке по годам бюджетного цикла».
Кроме того, аудиторы предлагают правительству «разработать системные меры поддержки концессионных проектов, реализуемых в сфере ЖКХ, с определением требований к показателям их эффективности».
![]() |
Срочная замена труб сети теплоснабжения требует дополнительных расходов от коммунальных организаций. Фото PhotoXPress.ru |
Теперь чиновники хотят закрепить в законе «перечень направлений целевого использования амортизационных отчислений, учтенных в тарифах». «Теперь эти средства в обязательном порядке направляются на финансирование инвестиционных программ. Целевое использование амортизационных отчислений позволит ускорить реконструкцию и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры», – обещают в Минэкономразвития. Дополнительно чиновники планируют внедрить механизм регуляторных соглашений, который будет распространен на все сферы ЖКХ. «В таких соглашениях будут зафиксированы долгосрочные взаимные обязательства ресурсоснабжающих организаций, регионов и муниципалитетов. Ресурсоснабжающие организации получают долгосрочные тарифы, учитывающие инвестпрограммы на срок не менее пяти лет, а регионы и муниципалитеты – модернизированные объекты инфраструктуры», – утверждают в правительстве.