0
99
Газета Экономика Интернет-версия

05.02.2026 09:27:00

Западный бизнес осторожно возвращается в РФ, но Amcor, вероятно, уйдет по щелчку


Фото сайта amcor.com

Евросоюз готовится утвердить юбилейный, двадцатый, санкционный пакет. Предполагается, что ограничения затронут энергетику и банковский сектор, будут расширены списки «теневого флота» и усилен контроль за обходными схемами. Это в дополнение к тем 24 тысячам санкций, что уже введены против Москвы с февраля 2022 года, в надежде на то, что удастся ослабить экономическую устойчивость России. Устойчивость, впрочем, никак не ослабляется: ВВП растет, а рынок продолжает показывать неожиданную для идеологов рестрикций гибкость и даже фиксирует интерес к себе со стороны безвременно ушедших игроков. В портах русской Балтики замечен след французской CMA CGM, Amcor (мировой лидер по производству упаковки) подыскивает себе заказчиков в РФ, Louis Vuitton регистрирует товарный знак…

Это был очень «странный медицинский случай». Вся команда оказалась сплошь больна решительной демонстрацией того, что идеалы важнее прибыли, и покинула многообещающее поле в знак поддержки Киева. Когда прошел первый шок, проявилось: российская экономика жизнеспособна и без западного присутствия. Свои роли сыграли консолидация усилий государства и бизнеса, эффект политики импортозамещения и дружественная команда, выпущенная на поле взамен ушедшей.

Глобальная повестка тем временем формировалась сменой ориентиров в США и тарифной политикой Трампа, кризисными процессами в Европе, обострением ближневосточного вопроса и истощением внимания к вопросу украинскому. И в этой скорректированной реальности декларативная солидарность начала уступать коммерческой составляющей. Та часть западных компаний, что не попала в число текущих бенефициаров, стала задумываться о пересмотре позиции и географии присутствия.

Так, в полку, чьи товарные знаки зарегистрировал Роспатент в январе 2026 года, прибыло: Apple, Intel, Mercedes-Benz, Louis Vuitton, Rolex, Coca-Cola… Сама по себе регистрация, конечно, ничего не значит. Как поясняет глава Роспатента Борис Зубов, это скорее из области охранения прав на бренд и защиты интеллектуальной собственности. Но, как говорится, знаки есть.

Есть знаки, указывающие и на возвращение в Россию CMA CGM, занимающей третью позицию среди мировых контейнерных судоходных компаний. «CMA CGM сейчас доставляет импортные контейнерные грузы в порт Санкт Петербурга. Правда, линия не осуществляет судозаходы своими собственными судами, а пользуется сервисом коммерческих фидерных перевозчиков», — сообщил «Деловому Петербургу» директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.

Или, например, международный гигант в сфере упаковки Amcor.

Он работал на российском рынке более 20 лет, имел три предприятия, 900 сотрудников и годовые продажи, оцениваемые в 260–390 млн долларов. В 2022 году Amcor отправился с этого рынка на выход, ощутив укол «чувства долга» (формулировка гендиректора Рона Делиа).

Однако, в ноябре 2025-го, похоже, пошел на вход — как предполагают некоторые участники рынка, и отмечают “Аргументы недели”, только уже под вывеской ООО «РОТИ» (по данными сервиса Rusprofile, учредитель этой компании - некий предприниматель Хо Лева). Офис открыт, сама компания открыта к плодотворному сотрудничеству с крупнейшими FMCG игроками в России. Продукция, которую им предлагают, поступает из Китая (напомним, фабрику в КНР Amcor открыл одновременно со схлопыванием деятельности в РФ), Таиланда и Чехии.

В общем, уже ничего личного — просто бизнес. Декларации потускнели на фоне анализа упущенной прибыли и ревизии экономических стратегий. Москве формально это даже выгодно. И доказательство сохраняющегося влияния. И расширение выбора не только потребительских, но и инвестиционных товаров, по словам главного экономиста Института экономики роста им. Столыпина Бориса Копейкина.

Правда, есть обозначенный властями приоритет защиты интересов отечественных производителей. А еще есть эффект «щелчка пальцев» — когда, следуя директивам своих правительств или материнских контор, западный бизнес мгновенно и безоговорочно останавливает конвейеры, замораживает контракты.

«Нужны гарантии, что возвращаются не ситуативно — сегодня вернулись, а завтра, если щелчок этот будет, опять уйдут», — убежден глава РСПП Александр Шохин.

Причем не просто уйдут, а передадут эстафету «щелчка» тем, кто успеет перестроить процессы под нового поставщика/партнера. Они идут на выход — мы на этом выходе вновь получаем убытки и авральное устранение последствий.

Пока «коалиция желающих» слегка отвлеклась на темы вроде Гренландии и прочих импульсов, исходящих от Трампа. Но раздавать «щелчки» и наполнять пакеты рестрикциями, безусловно, продолжат — иной тактики пока не просматривается.

А гарантии неситуативного возвращения? Их, конечно, требовать надо. Проблема лишь в том, что гарантии партнеров, которые с легкостью денонсируют прежние договоренности, ничего не стоят.


Читайте также


Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Александр Васькин

0
667
Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Дарья Гармоненко

Коммунисты готовы продолжать судебную борьбу за политическую свободу нейросетей

0
760
Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Анастасия Башкатова

К "полулегальной" помощи искусственного интеллекта обращается даже госсектор

0
951
В грязной луже купаются голуби

В грязной луже купаются голуби

Евгений Лесин

Вышел посмертный звучащий поэтический сборник Елены Семеновой: тексты, которые она прочитала в последний раз

0
764