Реформирование Вооруженных сил РФ путем приведения к новому облику настигло и Железнодорожные войска (ЖДВ). Хотя они и не предназначены для непосредственного ведения боевых действий, но трансформируются точь-в-точь, как прочие силы и рода войск. До конца года ЖДВ преобразуются в четыре территориальных командования и отдельные железнодорожные бригады. В составе бригад будут части постоянной боевой готовности.
Главная задача реформы – сокращение офицерского корпуса и прапорщиков. Командующий ЖДВ Сергей Климец, впрочем, сообщает об этом уклончиво: «Мне не хотелось бы говорить о численности, но преобразования значительные. В процентном отношении – до 35%».
Кроме 35% офицеров и прапорщиков спишут от 40 до 50% техники, которая почти не обновлялась с 1992 года. Так что впереди обновление тепловозов, вагонов, кранов и прочих боевых машин. Генерал Климец также сказал, что будут проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов. «И сегодня на это и государство, и Министерство обороны не просто идут, а настаивают», – подчеркнул главный военный железнодорожник.
Человеку неискушенному не понять, в чем отличие военно-железнодорожной техники от гражданской, почему ее следует конструировать отдельно. Если она более производительна, так почему бы ее не внедрить на РЖД? Времена сейчас рыночные, конверсия только приветствуется. И почему НИОКР заказывает мелкосерийный покупатель ЖДВ, а не могучая монополия? Но это вопрос риторический, потому что ответ будет, но без убедительного объяснения.
Пример преобразования Железнодорожных войск показывает, что реформа Вооруженных сил идет совершенно механически. Разнородные подразделения стригут под одну гребенку безотносительно всяких доктрин и концепций, вероятных угроз и технического прогресса. А какова роль Железнодорожных войск в вероятных конфликтах?
Последний раз эту роль мы видели недавно в Абхазии, где ремонтный батальон ЖДВ восстановил 50 км путей и девять мостов. И весь мир орал, что Россия ввела в Грузию корпус военных железнодорожников. И если начинать разбираться, почему послали военных, то ответ будет один: так ведь гражданским какие деньги платить надо! А государство привыкло использовать практически дармовой труд мобилизованных подданных. И даже в рыночную эпоху преспокойно продолжает чисто по-советски эксплуатировать солдатский труд. Впрочем, придумали это не большевики.
Фундамент Железнодорожных войск был заложен в 1851 году – в эпоху аракчеевщины и крепостничества. Вот как об этом сказано в книге Н.В.Старостенкова «Железнодорожные войска России. 1851–1918»: «Первые эксплуатационные военные железнодорожные подразделения достаточно успешно действовали на Санкт-Петербургско-Московской железной дороге и, заменяя дорогостоящую рабочую силу, существенно сокращали расходы казны на ее эксплуатацию».
В советское время военные железнодорожники «успешно действовали» на Крайнем Севере и сибирских болотах, строили с нуля БАМ. Рядом, «заменяя дорогостоящую рабочую силу», обычно трудились заключенные. Военные строители, связисты, дорожники были закреплены за 21 министерством и ведомством. В 1990-е годы эти части либо расформировали, либо вернули в Минобороны. Но их советско-крепостная сущность почти не изменилась.
Генерал Климец обозначил текущие задачи Железнодорожных войск словами: оптимизация, сбалансированное развитие и совершенствование, развитие базы мобилизационного развертывания и инфраструктуры. Осталось добавить самую главную и вечную задачу, антирыночную по сути: заменять дорогостоящую рабочую силу.