0
2568
Газета От редакции Интернет-версия

25.02.2013 00:00:00

Реальность "мягкой силы"

Тэги: внешняя политика, мид


МИД РФ на минувшей неделе обнародовал «Концепцию внешней политики Российской Федерации». В документе целая глава посвящена отношениям на постсоветском пространстве. Концепция, а эта часть особенно, изобилует терминами, свидетельствующими о намерениях Москвы вернуть доминантное положение. В той форме, которая восторга у партнеров может не вызвать, но будет приемлемой.

Образно говоря, Россия видит себя в роли лидера и предлагает считать себя неким ядром, которое по законам хоть физики, хоть геополитики будет притягивать иные субъекты международного права. При этом притяжение не лишит их самого статуса «субъекта международного права», как в не столь давние советские времена. То есть вместо жесткой силы и насильственной привязки в ход запускается идея мягкой силы (Soft Power) с вытекающим добровольным и даже естественным тяготением слабого к сильному.

Привлекательна эта часть доктрины для постсоветских государств? Отталкивающего вроде ничего нет. Но почему по некоему совпадению Верховная Рада Украины в те же дни принимает резолюцию, в которой фиксирует государственный курс в направлении Европейского союза, но не Евразийского? В Грузии уже больше месяца парламентское меньшинство в спорах с большинством настаивает на конституционном закреплении прозападного внешнеполитического вектора. И именно в этой части «большого спора» новые грузинские власти не возражают бывшим. Но что Грузия – страна, с которой дипотношения разорваны, если уж Белоруссию – союзницу по единому государству, периодически «отшатывает» от Москвы.

Как быть тогда с беспроблемной Арменией, которая на минувшей неделе едва не выбрала президентом гражданина США? Политика, настолько отдаленного от России, что даже русского языка не понимающего. А Ереван – стратегический, между прочим, союзник Москвы. Единственный на Южном Кавказе. Поствыборные события в этой республике не завершились – «едва не выигравший кандидат» по ряду признаков готов сыграть в цветную революцию. Россия, кажется, не готова к подобным событиям на территории партнерского государства, где, кстати, держит военную базу. Так же, как не готова сама себе ответить на вопрос: каким образом вообще в Армении если не явно «проамериканский», то «непонятный» кандидат едва не пришел к власти?

Формулируя некие цели и амбициозные задачи, в той или иной степени затрагивающие интересы сопредельных или даже иных стран, Москва, похоже, упускает из вида процессы, протекающие в национальных обществах. Налаживая пусть и отличные отношения с правящими элитами, не обращает внимания на настроения населения. А Soft Power – ведь не только западный образ жизни в красивой, скажем, голливудской или рок-н-ролльной обертке. Это конкретные недорогие кредиты бизнесу, достаточно обильные гранты агентам влияния – местным НПО, гуманитарные проекты, возможность качественного образования etc. В верхушке этой «пирамиды» – декларированная свобода выбора, права человека, многопартийность, т.е. традиционные демократические ценности, без которых само по себе Soft Power выхолащивается. Кстати, пример свободы выбора, реализованный в проамериканской Грузии в ходе недавних выборов, вызвавших смену власти, может свидетельствовать не столько о разочаровании местного общества Западом, сколько о возможности сделать этот самый выбор при избранном государством западном векторе.

Может ли Россия наполнить «мягкую силу» чем-то подобным, способным ее саму превратить в притягательное ядро? Если не подобным, то не менее привлекательным содержанием? Вопрос в свете внешнеполитической доктрины отнюдь не риторический. Разговоры в духе: будьте с нами, но поймите, что нам сейчас нелегко, призывы к общему историческому прошлому – не к месту. Они в пользу бедных. Тех, кому о доминантном положении думать рано.

Читайте также:
Разные тактики российской внешнеполитической стратегии


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
570
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
345
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
692
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
649

Другие новости