0
5552
Газета От редакции Печатная версия

17.08.2022 18:35:00

О многополярности и снижении напряженности в мире

Система с множеством центров все равно нуждается в общих правилах

Тэги: путин, многополярность, международные отношения, политика, конфликты


путин, многополярность, международные отношения, политика, конфликты Графика freepik.com

Президент РФ Владимир Путин, открывая форум «Армия-2022», заявил: «Снизить напряженность в мире, преодолеть угрозы и риски в военно-политической сфере, повысить уровень доверия между странами и обеспечить их устойчивое развитие можно только путем кардинального укрепления системы современного многополярного мира». По его мнению, высказанному далеко не впервые, большинство конфликтов провоцируют западные государства и структуры, считающие себя мировым гегемоном и тяжело переживающие фактическую потерю этого статуса.

Вне контекста со словами Путина многие согласятся, в том числе и на Западе. Снижение напряженности, преодоление угроз, доверие, многополярность – «за» выскажутся все, включая тех, кого российские власти считают претендующими на роль гегемонов. Другой вопрос: как понимать многополярность? И о какой системе может идти речь?

Можно сказать, что в отстаивании принципа многополярности практика пока опережает теорию. И эта практика очень часто сводится к силовой защите своих интересов на территории, которую большие игроки привыкли считать сферой своего влияния. К таким игрокам можно отнести и Россию, и Китай, и Индию, и Турцию, и Иран, и Саудовскую Аравию. Что говорить, даже Запад в этом смысле неоднороден. Например, интересы Франции в Африке далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами «коллективной Европы».

Россия декларирует и готова силой защищать свои интересы в Украине, когда видит, что международные механизмы и инструменты, включая диалог с западными государствами, не работают так, как хотелось бы. Турция, член НАТО, совершенно самостоятельно решает свои задачи в Средиземноморье, Ираке, Сирии, Закавказье. Израиль в любой момент готов провести собственную спецоперацию против палестинских радикалов. КНР привык покушения на свой суверенитет сопровождать «последними китайскими предупреждениями», но сейчас это уже не кажется поводом для иронии, и развитие событий вокруг Тайваня сложно предсказать.

Таких примеров немало. И важно, что один случай практического отстаивания принципа многополярности словно по цепочке запускает следующий – в другой точке на карте мира. Масштаб может уменьшаться до территориального конфликта между двумя африканскими странами, к примеру. В мире сотни государств, а модель их действий универсальна.

Затруднительно при таких обстоятельствах говорить о том, что в мире может снизиться напряженность, если придерживаться принципа многополярности. Напряженность, напротив, нарастает, потому что каждый заявляет о своих правах и интересах, действует энергично, часто без оглядки на чье-либо мнение. Разумеется, и риски в военно-политической сфере при таком формате многополярности преодолеть очень сложно. Они скорее становятся более осязаемыми, потому что именно силовой метод – общепонятный способ продекларировать свой интерес.

То же касается и уровня доверия между странами. Их интересы сталкиваются и будут сталкиваться при любой модели мироустройства в разных регионах. Южная и Центральная Америка, Тихий океан, Дальний и Ближний Восток, Средиземное море, Средняя Азия, бывшие республики СССР, даже Антарктика – перечислять можно долго.

Создание системы мироустройства скорее продиктовано не доверием государств друг к другу, а необходимостью. Осознанием того, что конфликтный потенциал на всей планете велик и мир просто не выдержит его перманентной реализации. Это значит, что даже многополярной системе нужны общие правила, прописанные, зафиксированные, однозначно принятые всеми. И скорее всего ей все равно нужен регулятор, который будет следить за соблюдением правил. Другими словами, можно прийти к механизмам уже существующей системы, а не изобретать новые. 


Читайте также


Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
922
Как Европа реагирует на подъем Китая

Как Европа реагирует на подъем Китая

Леонид Пастернак

ЕС и Великобритания пытаются ограничить влияние КНР на мировую финансово-экономическую систему

0
1573
Путин сделал выбор в конце первого дня голосования...

Путин сделал выбор в конце первого дня голосования...

Иван Родин

Избирательную кампанию заранее объявили рекордной

0
1206
Президент, губернаторы и ЦИК позвали граждан на выборы против врагов России

Президент, губернаторы и ЦИК позвали граждан на выборы против врагов России

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Рост явки повысит главный результат, протест смешается в палитре оппозиционных тактик

0
3026

Другие новости