0
248
Газета От редакции Печатная версия

22.05.2025 17:27:00

Китай защищает частный бизнес новым законом

Реакция Пекина на санкции, ограничения и запреты стратегически безупречна

Тэги: кнр, китай, экономика, бизнес, частный сектор, частное предпринимательство, санкции, пошлины, сша, трамп, государство, экономическая политика, законодательство


кнр, китай, экономика, бизнес, частный сектор, частное предпринимательство, санкции, пошлины, сша, трамп, государство, экономическая политика, законодательство Фото Reutes

Фрагментация глобальных рынков продолжается. Санкции, тарифы, запреты и исключения в отношении компаний геополитических противников усиливаются. Риторика об инклюзивности осталась в прошлом. Дональд Трамп имеет в голове идеологический императив: отбросить коммунистический Китай, не дать ему шанса выйти в мировые лидеры, ограничить доступ к новейшим прорывным технологиям. Это в Китае отчетливо понимают и давно готовятся к жизни в ином режиме – режиме торгового неблагоприятствования.

В Пекине в последние годы разработано несколько сценариев немедленных действий в ответ на недружественную политику Запада. В этом смогли убедиться все, когда в ответ на введение США 145-процентных импортных пошлин на китайскую продукцию КНР немедленно ввела свои 125-процентные тарифы на американскую продукцию. Пекин объявил о запрете на экспорт редкоземельных металлов для нужд американской промышленности, вернул два уже построенных Boeing 737 MAX и заявил о готовности отказаться от контракта на сотни других машин и запчастей к ним. Трамп немедленно «отъехал», отложив введение драконовских защитных мер на 90 дней. Китай сделал то же самое.

На этом фоне обращает на себя внимание, что китайское руководство в условиях кризиса в международной торговле оперативно отреагировало серьезным правовым действием в сфере экономической и промышленной политики.

30 апреля Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей утвердил закон КНР о содействии развитию частной экономики, который вступил в силу 20 мая.

Документ состоит из девяти разделов, включая вопросы конкуренции, инвестиций, технологического развития, правовой защиты и механизмы ответственности. Центральная задача – институционализировать статус частной экономики как равноправного участника социалистического рынка и обозначить условия ее стабильного роста в рамках курса на высококачественное развитие.

Ключевые положения охватывают несколько направлений. Во-первых, зафиксировано политическое признание роли частного сектора в системе модернизации. Частная экономика названа опорой технологического обновления, базой устойчивого роста и важным фактором наращивания национальной мощи. Во-вторых, установлены правовые гарантии недискриминационного доступа ко всем видам ресурсов – от кредитования до участия в госзакупках. Госорганы обязаны устранить барьеры и обеспечить равное участие госкомпаниям и частному бизнесу во всех сферах экономической жизни.

Особое внимание уделено созданию инфраструктуры поддержки – от правовых процедур до сервисов взаимодействия с государством. Закон предусматривает обязательность консультаций с бизнесом при подготовке нормативных актов и его защиту от произвольных проверок, а также соблюдение условий контрактов с участием госорганов и гарантий выплаты задолженностей. В разделе о технологиях подчеркивается приоритет доступа частных компаний к государственным НИОКР-программам, совместным платформам и стратегическим данным.

Значительный объем занимает глава о правовой защите. Подчеркнуто, что предприниматели должны быть защищены от произвольного вмешательства, незаконного уголовного преследования, изъятия собственности и дискриминационного правоприменения. Уточняются основания для правовой ответственности госструктур, госкомпаний и крупных заказчиков в случае задержек оплат или нарушения обязательств.

Частный сектор составляет значительный и важный сегмент китайской экономики. По данным официальной статистики, на долю частного сектора приходится 92% зарегистрированных компаний, более 80% городской занятости, более 70% технологических инноваций, более 60% производимого ВВП и 50% оборота внешней торговли.

После эпидемии коронавируса и кризиса на рынке недвижимости в 2021–2022 годах проблемы у частного бизнеса в Китае только усилились. На фоне замедления роста экономики и сокращения поступлений от продажи земельных участков многие регионы столкнулись с ухудшением финансового положения. Это привело к тому, что некоторые регионы начали взимать повышенные сборы с компаний, а также задерживать плату за товары и услуги. Проблема коснулась прежде всего небольших частных компаний, которые находятся в особенно уязвимом положении из-за неравных условий конкуренции с госкомпаниями, имеющими больший доступ к льготному финансированию и господдержке, а также больший уровень защиты от произвола чиновников. Такие явления в последние годы получили столь массовый характер, что центральные власти были вынуждены регулярно указывать местным органам власти на необходимость недопущения подобных ситуаций.

В основной своей части закон состоит из набора обязательств государства по отношению к частному сектору:

– гарантии равного доступа для частного сектора;

– инвестиционная и финансовая поддержка;

– поддержка технологических инноваций;

– защита прав представителей частного сектора.

Кроме обязанностей государства по отношению к частному сектору в законе перечислены обязательства частного сектора.

В соответствии с законом частные экономические организации должны активно участвовать в развитии экономики, расширении занятости, улучшении условий жизни населения, научных и технологических инновациях. Частные экономические организации обязаны соблюдать законы и нормативные акты о труде, безопасности производства, охране труда, социальном обеспечении, экологической среде, стандартах качества, правах интеллектуальной собственности. Они не должны стремиться к получению неправомерной выгоды путем взяточничества и мошенничества, а также не должны нарушать рыночный и финансовый порядок, наносить ущерб экологической среде или ущемлять законные права и интересы работников и общественные интересы.

Отдельно в законе упоминаются проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться представителям частного сектора (поборы со стороны чиновников, незаконный арест имущества, задержки платежей со стороны госсектора). Среди прочего указывается на неправомерность взимания платы с частных экономических организаций и наложения штрафов без законных оснований, недопустимость ареста, задержки или заморозки имущества сверх установленного срока, объема или суммы, а также на то, что госорганы, казенные учреждения и госпредприятия обязаны своевременно производить расчеты с частными хозяйственными организациями.

Очевидно, что руководство КНР при всей своей коммунистической риторике и апологии «социализма с китайской спецификой» на деле четко осознает ключевую роль частного бизнеса как главного субъекта успешной адаптации экономики страны к новой международной реальности. В этом, несомненно, проявляются ум, сила и мудрость. Что и сулит успех. Хоть и нелегкий.

Есть чему поучиться!


Читайте также


Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1814
Бывший соратник Януковича убит в Испании

Бывший соратник Януковича убит в Испании

Геннадий Петров

Отставной замглавы администрации президента Украины защитился от санкций ЕС, но не от пули

0
1095
Константин Ремчуков. Китай улучшает отношения с Францией и Британией и «берется за руки» с Латинской Америкой

Константин Ремчуков. Китай улучшает отношения с Францией и Британией и «берется за руки» с Латинской Америкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 19.05.25

0
1136
Китай сокращает импорт российских энергоносителей

Китай сокращает импорт российских энергоносителей

Михаил Сергеев

Поднебесная увеличивает собственную добычу нефти и угля

0
2691

Другие новости