Фото Reutes
Фрагментация глобальных рынков продолжается. Санкции, тарифы, запреты и исключения в отношении компаний геополитических противников усиливаются. Риторика об инклюзивности осталась в прошлом. Дональд Трамп имеет в голове идеологический императив: отбросить коммунистический Китай, не дать ему шанса выйти в мировые лидеры, ограничить доступ к новейшим прорывным технологиям. Это в Китае отчетливо понимают и давно готовятся к жизни в ином режиме – режиме торгового неблагоприятствования.
В Пекине в последние годы разработано несколько сценариев немедленных действий в ответ на недружественную политику Запада. В этом смогли убедиться все, когда в ответ на введение США 145-процентных импортных пошлин на китайскую продукцию КНР немедленно ввела свои 125-процентные тарифы на американскую продукцию. Пекин объявил о запрете на экспорт редкоземельных металлов для нужд американской промышленности, вернул два уже построенных Boeing 737 MAX и заявил о готовности отказаться от контракта на сотни других машин и запчастей к ним. Трамп немедленно «отъехал», отложив введение драконовских защитных мер на 90 дней. Китай сделал то же самое.
На этом фоне обращает на себя внимание, что китайское руководство в условиях кризиса в международной торговле оперативно отреагировало серьезным правовым действием в сфере экономической и промышленной политики.
30 апреля Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей утвердил закон КНР о содействии развитию частной экономики, который вступил в силу 20 мая.
Документ состоит из девяти разделов, включая вопросы конкуренции, инвестиций, технологического развития, правовой защиты и механизмы ответственности. Центральная задача – институционализировать статус частной экономики как равноправного участника социалистического рынка и обозначить условия ее стабильного роста в рамках курса на высококачественное развитие.
Ключевые положения охватывают несколько направлений. Во-первых, зафиксировано политическое признание роли частного сектора в системе модернизации. Частная экономика названа опорой технологического обновления, базой устойчивого роста и важным фактором наращивания национальной мощи. Во-вторых, установлены правовые гарантии недискриминационного доступа ко всем видам ресурсов – от кредитования до участия в госзакупках. Госорганы обязаны устранить барьеры и обеспечить равное участие госкомпаниям и частному бизнесу во всех сферах экономической жизни.
Особое внимание уделено созданию инфраструктуры поддержки – от правовых процедур до сервисов взаимодействия с государством. Закон предусматривает обязательность консультаций с бизнесом при подготовке нормативных актов и его защиту от произвольных проверок, а также соблюдение условий контрактов с участием госорганов и гарантий выплаты задолженностей. В разделе о технологиях подчеркивается приоритет доступа частных компаний к государственным НИОКР-программам, совместным платформам и стратегическим данным.
Значительный объем занимает глава о правовой защите. Подчеркнуто, что предприниматели должны быть защищены от произвольного вмешательства, незаконного уголовного преследования, изъятия собственности и дискриминационного правоприменения. Уточняются основания для правовой ответственности госструктур, госкомпаний и крупных заказчиков в случае задержек оплат или нарушения обязательств.
Частный сектор составляет значительный и важный сегмент китайской экономики. По данным официальной статистики, на долю частного сектора приходится 92% зарегистрированных компаний, более 80% городской занятости, более 70% технологических инноваций, более 60% производимого ВВП и 50% оборота внешней торговли.
После эпидемии коронавируса и кризиса на рынке недвижимости в 2021–2022 годах проблемы у частного бизнеса в Китае только усилились. На фоне замедления роста экономики и сокращения поступлений от продажи земельных участков многие регионы столкнулись с ухудшением финансового положения. Это привело к тому, что некоторые регионы начали взимать повышенные сборы с компаний, а также задерживать плату за товары и услуги. Проблема коснулась прежде всего небольших частных компаний, которые находятся в особенно уязвимом положении из-за неравных условий конкуренции с госкомпаниями, имеющими больший доступ к льготному финансированию и господдержке, а также больший уровень защиты от произвола чиновников. Такие явления в последние годы получили столь массовый характер, что центральные власти были вынуждены регулярно указывать местным органам власти на необходимость недопущения подобных ситуаций.
В основной своей части закон состоит из набора обязательств государства по отношению к частному сектору:
– гарантии равного доступа для частного сектора;
– инвестиционная и финансовая поддержка;
– поддержка технологических инноваций;
– защита прав представителей частного сектора.
Кроме обязанностей государства по отношению к частному сектору в законе перечислены обязательства частного сектора.
В соответствии с законом частные экономические организации должны активно участвовать в развитии экономики, расширении занятости, улучшении условий жизни населения, научных и технологических инновациях. Частные экономические организации обязаны соблюдать законы и нормативные акты о труде, безопасности производства, охране труда, социальном обеспечении, экологической среде, стандартах качества, правах интеллектуальной собственности. Они не должны стремиться к получению неправомерной выгоды путем взяточничества и мошенничества, а также не должны нарушать рыночный и финансовый порядок, наносить ущерб экологической среде или ущемлять законные права и интересы работников и общественные интересы.
Отдельно в законе упоминаются проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться представителям частного сектора (поборы со стороны чиновников, незаконный арест имущества, задержки платежей со стороны госсектора). Среди прочего указывается на неправомерность взимания платы с частных экономических организаций и наложения штрафов без законных оснований, недопустимость ареста, задержки или заморозки имущества сверх установленного срока, объема или суммы, а также на то, что госорганы, казенные учреждения и госпредприятия обязаны своевременно производить расчеты с частными хозяйственными организациями.
Очевидно, что руководство КНР при всей своей коммунистической риторике и апологии «социализма с китайской спецификой» на деле четко осознает ключевую роль частного бизнеса как главного субъекта успешной адаптации экономики страны к новой международной реальности. В этом, несомненно, проявляются ум, сила и мудрость. Что и сулит успех. Хоть и нелегкий.
Есть чему поучиться!