Фото сайта n-vartovsk.ru
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вступил в силу с 19 июня только частично. Однако если финансово-бюджетные главы начнут действовать лишь в 2027 году, то административно-политические нормы заработали уже сейчас. Так что скоро те три региона, в столицах которых граждане напрямую выбирают мэров, это отменят.
Для административных центров субъектов РФ в законе не было оставлено других вариантов, кроме голосования местных депутатов за кандидатуру, которую предлагает губернатор. В прочих муниципалитетах теоретически можно оставлять настоящие выборы мэров, но федеральный Центр продолжает настаивать на вертикальной унификации системы управления. Аналогичное указание, судя по всему, поступило в регионы и по поводу конструкции местного самоуправления. Новый закон вроде бы позволяет сохранить двухуровневую модель, хотя разрешает перейти и на одноуровневое устройство. То есть или оставить органы власти в поселениях, или их ликвидировать, заменив территориальными чиновниками. Но заметно, что максимальная экономия финансовых и управленческих ресурсов уже стала доминирующим обоснованием изменений.
Единую систему публичной власти инициировал лично президент РФ, затем ее зафиксировали в Конституции, а потом – расписали по ряду законов, привязав к данному термину и местное самоуправление, и правила организации региональной власти. Однако эти два акта были приняты с разрывом в три с лишним года, отчего в них возникли свои нюансы и даже отдельные противоречия. И прежде всего это касается функционирования такого избирательного механизма, как муниципальный фильтр.
Кандидат в губернаторы для регистрации на выборах обязан собрать подписи энного числа (от 5 до 10%) местных депутатов или тех глав советов, которые были выбраны гражданами напрямую. Точное количество регионы устанавливают самостоятельно. При этом внутри общей нормы есть условия, сужающие проходное сечение фильтра. Часть подписей – тоже от 5 до 10% – должны дать депутаты второго уровня органов местного самоуправления, собрать эти подписи следует не менее чем в трех четвертях районов или округов.
Почему-то этот механизм пока не меняют в связи с муниципальной реформой. Хотя если большинство субъектов РФ перейдет на одноуровневую модель, то сбор подписей сосредоточится на небольшой группе депутатов из районов и округов. Такие мандаты имеют большее значение, чем в сельсоветах, борьба за места идет более жесткая – в том числе между партиями. А побеждает в основном «Единая Россия», так что без ее откровенного одобрения точно никому не удастся попасть на губернаторские выборы.
Возникает вопрос: а как тогда более или менее убедительно изображать, что кандидат должен пройти через муниципальный фильтр, дескать, для того, чтобы получить поддержку «на земле», если этой «земли» во многих регионах уже не будет? Да и явно избыточное, а значит, исключительно страховочное, требование о квоте муниципалов верхнего уровня вроде бы тоже должно потерять смысл? Однако ни один формальный повод для корректировки положений о муниципальном фильтре не срабатывает.
Это, видимо, не случайность, а намеренное решение: чем абсурднее конструкция фильтра, который из барьера давно превратился в стену, тем жестче власти могут контролировать ту или иную конкретную территорию. То есть повышать уровень ее управляемости, что и стало ключевым пунктом отчетов снизу наверх, а также одним из основных критериев эффективности губернаторов. Само по себе избрание любого из них трудно считать де-факто выборами. Однако теперь, похоже, мало кто беспокоится и по поводу юридической чистоты электоральных процедур.