Фото Reuters
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнавал у граждан, что, по их мнению, сейчас прежде всего нужно России. Ответы сравнивались с теми, которые респонденты давали в 2000 году. Можно было выбирать до трех вариантов, и среди самых популярных оказались «возрождение культуры и духовности» (31%), «возрождение патриотизма» (29%), «сильный лидер» (28%), «сильное государство» (28%), «возрождение традиций» (22%).
Примечательно, что уровень запроса на сильного лидера и сильное государство поменялся по сравнению с началом века – тогда эти опции выбрали 72% и 59% соответственно. Однако это вовсе не указывает на либерализацию сознания и представлений граждан: о том, что России сейчас нужны демократические институты власти, сказали лишь 17% опрошенных. В 2000 году респонденты, во всей видимости, подразумевали, что ни сильного государства, ни сильного лидера в стране нет, а они необходимы. Вопрос о том, что нужно стране, они воспринимали и воспринимают именно так: «нужно» – значит «недостает». Спустя 25 лет и лидер, и государство, убеждены многие, есть, поэтому этот вариант выбирают реже.
Кажется значимым и то, как редко респонденты говорят о развитии экономики. Судя по данным ВЦИОМ, в 2000 году такой вариант вообще отсутствовал в отличие от возрождения патриотизма, духовности и национальной идеи. В 2025 году об экономике сказали лишь 2% опрошенных, и этот вариант социологи выделили из раздела «другое». Маргинализация экономической темы удивляет, если не сказать больше. В высказывании «России нужна сильная, развитая экономика» нет никакой политической окраски, это мог бы сказать любой человек вне зависимости от того, за кого он голосует, поддерживает он власть или нет, одобряет он решения правительства в последние «санкционные» годы или нет. Развитая экономика – это общее и естественное пожелание.
Однако это пожелание оказалось за рамками общепринятого и одобряемого дискурса. В рамках же остается то, на что сейчас в заявлениях властей разных уровней делается упор: суверенитет, духовно-нравственные ценности, патриотизм, сплочение, единение. Экономика, кажется, перестала быть предметом размышлений. Еще пятнадцать и даже десять лет назад можно и модно было спорить о том, на что лучше опираться, на сырье или на инновации, какие технологии развивать, кого мы должны догнать по ВВП на душу населения. Тема постоянно вбрасывалась в публичное пространство. Теперь этого не происходит, экономикой занимаются специалисты, лишнее обсуждение этой проблематики легко принять за «раскачивание лодки» в непростые для страны времена.
Однако и в 2000 году респонденты ВЦИОМ не говорили об экономике. Им, если верить исследованию, нужен был сильный лидер, который решит проблемы сам, ему достаточно просто довериться. И нужно было сильное, то есть заботливое, социальное государство, которое гарантирует стабильность. Уже тогда оформился и запрос на патриотизм, «подъем с колен», национальную гордость. Сейчас это уже оформленная программа.
ВЦИОМ также узнал у респондентов, на кого ориентироваться России при «продолжении реформ» (не очень ясно, о каких реформах речь). 65% ответили, что стране нужно углубленно изучать собственный опыт, а не следовать каким-либо образцам. Под образцами понимаются не только Китай, США, Западная Европа, но и Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Эти варианты предлагают сами социологи. И опрошенные ожидаемо выбирают самый патриотичный, не вдаваясь в подробности, зачастую просто не зная, что такое сингапурский опыт, что же в действительности предлагают США или Китай и т.д. Это так и осталось специальным знанием для заинтересованных.