0
2029
Газета Образование Интернет-версия

15.03.2011 00:00:00

Студент работает, учеба идет

Тэги: вуз, профессия, инновации


вуз, профессия, инновации Чаще всего сегодняшние абитуриенты выбирают не профессию, а вуз.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Высшей школе экономики (НИУ) прошел интересный семинар. Основные докладчики, они же – члены экспертной группы «Рынок труда, профобразование и миграция» – ректор ВШЭ (НИУ) Ярослав Кузьминов и ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков – заострили внимание аудитории на «качестве человеческого капитала, зависимого от образования». Оказалось, что в России больше, чем в других развитых странах мира, антиинноваторов и консерваторов.

Согласно выводам ректоров, за последние четыре года упал уровень межличностного доверия в российском обществе. Уже 78% населения считают, что в отношениях с людьми нужно быть осторожным. «Между тем наиболее дефицитные ресурсы в XXI веке, – заметил Ярослав Кузьминов, – креативный человеческий капитал, социальный капитал и коммуникативные навыки». Увы, того самого креативного класса, чья способность создавать доход обуславливается способностью генерировать инновации, в России почти нет. Всего-то 6%. А вот в Турции таковых, например, 25%...

Прошедший семинар в Высшей школе экономики не ставил пока задачей ответить на вопрос – что делать? Впрочем, авторы исследования, по признанию Ярослава Кузьминова, ответ уже знают. Но сейчас важнее постановка задач. Одну из них предложил на обсуждение Андрей Волков. Вводные таковы: сохранить ли нам инерционный сценарий развития или попробовать все-таки развивать инновационную экономику? Это означает – остаться в клубе стран, делающих большие вклады в фундаментальную науку. (Кстати, это и самый затратный из сценариев.) Такой разговор о путях развития системы образования должен идти прежде ее реформирования. Иначе все изменения бессмысленны, напомнили авторы доклада.

А вот среди подходов, преобладающих в массовых дискуссиях на тему образования сегодня, это – «назад в СССР» и модель копирования. Причем, когда рассуждают о прелестях прежнего высшего образования, то имеют в виду вузы, которые сегодня находятся далеко уже не в прежнем советском виде. А во втором случае – «модель копирования», ориентированная на Гарвард и Оксфорд, не подлежит переносу на массовые вузы. Для россиян типична высокая степень патернализма и неготовности к самостоятельности и ответственности. Нужна, говорит Андрей Волков, третья модель. То есть опять – русский путь развития. И вопрос тогда все тот же – а какой?

Следующая незадача российского образования выглядит, по мнению Ярослава Кузьминова, так. Мы имеем самое короткое в мире школьное образование. Кроме того, в школе не учат социальным наукам. Почти нет профориентационной работы в старших классах, поэтому выбирают абитуриенты не профессию, а вуз. Все, чему недоучили в школе, ложится бременем на первые годы обучения в высших школах. Далее студенты мало учатся, потому что им некогда. Согласно статистике, уже со второго курса они выходят на работу. Вывод: если студенты работают более 20 часов в неделю, занятия в институте для них уже бессмысленны.

Объясняется обычно сия рабочая занятость высокой платой за обучение или недостаточностью средств для проживания. Возможностью же оставить обучение в вузе и продолжить его потом, уже в более осмысленной форме, молодые люди пользуются редко. При этом идею свободной образовательной траектории пока практикует малое количество вузов. Поэтому и мобильность студентов по университетам внутри страны тоже пока только в перспективе.

В итоге у работодателей складывается стойкое мнение о низкой компетенции нынешних выпускников. Да и предложить выпускникам работу по их профилю работодатели не могут. Исследования Высшей школы экономики о приоритетах молодежи показывают, что в силу своих физиологических способностей вчерашние студенты выбирают в основном себе ту работу, на которой в полной мере смогут проявиться их коммуникативные способности. Выбирают сектор услуг.

Итак, в сухом остатке: короткая школа, имитация учебы в вузе, имитация профобразования, сфера услуг съедает выпускников вузов. Через несколько лет выпускник забывает об основной своей профессии.

В России распространено предубеждение, что дополнительное профобразование – это не образование. Потому что – не главное (не основное), а значит – никакое. Тогда как в развитых странах люди от 30 до 60 лет вкладывают средства в свое новое образование и охотнее идут на смену своих жизненных траекторий. В первую очередь это характерно для США, где люди до 85 лет хотят чувствовать себя активными и полноценными членами общества. У нас же на второе высшее образование идут фактически сразу после приобретения первого. А после 35 лет интерес к образованию у населения падает. И зря.

Кстати, как однажды поделился своим мнением с прессой после обсуждения одного «прорывного» совещания в «Сколково» высший чиновник сферы образования, почему-то наиболее яркие и стоящие предложения поступают от инноваторов постарше – от 45 лет. А молодежь, на которую делает ставку «Сколково», пока мыслит более шаблонно и скучно. Вот так-то.

А ответ на вопрос «что делать?» авторы исследования обещают раскрыть в следующий раз, давая аудитории время на обдумывание подкинутых «незадач».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
546
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
683
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
573
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
469

Другие новости