0
2539
Газета Образование Печатная версия

11.10.2011 00:00:00

Чему нас учит семья и школа

Тэги: школа, образование, инновации


школа, образование, инновации Урок вне школы – скоро это станет обыденным явлением.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Появилась информация о том, как будет реформироваться наше образование дальше. Авторы новой концепции (Высшая школа экономики (НИУ ГУ), Общественная палата РФ) в рамках «Cтратегии-2020» предлагают учительскому сообществу обсудить сценарии развития нашей «Новой школы». По их убеждению, образовательная политика выходит сегодня «на развилки между предлагаемыми обществу сценариями». И в условиях ресурсных и политических ограничений лучше начать с использования элементов всех сценариев.

Итак, по мнению авторов документа, первая развилка подразумевает решение о завершении начатых институциональных изменений (модернизационный сценарий) или возвращение к модели советского образования. Вторая развилка связана с возможностью ограничиться стабилизационным сценарием или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Третья развилка (в случае выхода за стабилизационный сценарий) связана с выбором приоритетного объекта преобразований и инвестиций для ответов на вызовы «завтрашнего дня». Что делать: вкладывать усилия и средства в привычную и понятную систему школ и детских садов или «выйти» в сферу открытого образования, задействовать новые ресурсы и возможности?

Так как общество не готово принять полностью ни один из предложенных сценариев (модернизационный, стабилизационный, инновационный), то разумное сочетание всех их, по мнению авторов концепции, позволит начать новый этап в развитии отечественного образования. Одним словом, раньше все думали больше о том, как усовершенствовать инфраструктуру. Потому что после 90-х школы лежали в «руинах»: устаревшие оборудование, мебель, пособия, учебники и т.д. А сегодня, когда компьютеры и интерактивные доски в основном завезены, школы частично отремонтированы, Интернет проведен, настала пора думать «о вечном». О том, как учить и чему учить.

Сами авторы считают, что достижение качественных результатов может прийти не только через обновление содержания самой школы, но и через обновление внешкольной сферы образования и социализации. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования. Именно оно дает перспективы использования новых ресурсов и возможностей.

Понятно, что школа занята своими проблемами и обсуждаемые перспективы для нее умозрительны. Поэтому, считают авторы концепции, осуществить инновационный сценарий можно, опираясь на заинтересованность семей в развитии потенциала собственных детей.

Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов, какая-то родительская активность наблюдается в период начальной школы, затем она угасает. И только ближе к выпуску из школы родители опять начинают обращать внимание на школу. Чтобы побудить таких родителей заниматься развитием своих детей постоянно, считают авторы нового документа, необходимо предусмотреть стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность). Например, за счет запуска механизмов конкуренции между семьями за успешность ребенка (участие в олимпиадах, портфолио ученика и т.д.)

Инновационный сценарий может опираться, пишут далее авторы проекта, на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров, организациях неформального образования и социализации, лучших школах, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики. Разумеется, это развитие сектора неформального образования тоже надо как-то стимулировать. Например, через механизмы государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты) и социального партнерства, поддержки (налоговые льготы, гранты) общественных и частных инициатив и т.д.

Авторы считают, что система неформального образования должна быть децентрализована. То есть никаких государственных инструментов лицензирования и аккредитации. Чтобы избежать опасности, что научат не тому и не так, предлагают опираться на механизмы саморегулирования (ассоциации поставщиков и потребителей услуг).

Кроме всего этого важны дополнительные стимулы для муниципальной политики. С тем чтобы появилась заинтересованность местных властей в создании инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства. Для медийно-социальных проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, кино, ТВ), нужна, естественно, помощь государства. Заинтересованных в таких проектах среди каналов сегодня практически нет. Более того, большой экран сегодня служит деградации молодого поколения.

Любые попытки создать альтернативную систему образовательных услуг упираются в вопрос денег. Поэтому авторы особо отмечают, что стимулирование развития сектора неформального образования и социализации не приведет к всеобщей платности образования, а будет способствовать повышению доступности и качеству платных услуг. Для многодетных и нуждающихся семей проблемы денег решат все те же сертификаты, позволяющие оплатить услуги неформального образования.

Предложения новых реформаторов звучат заманчиво. Но... сегодня институт семьи в РФ претерпевает глубочайший кризис. Почти половина детей в возрасте до 5 лет живут в неполных семьях, почти 30% детей рождается вне брака. Почти 85% молодых семей с детьми из сельской местности и в небольших городах живут в крайней бедности. Теоретические обоснования темы участия семьи в образовании хороши, только реальная жизнь оказывается гораздо сложней...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вилла за миллион может поставить крест на политической карьере главы Минздрава ФРГ

Вилла за миллион может поставить крест на политической карьере главы Минздрава ФРГ

Олег Никифоров

Перспективный немецкий министр оказался в поле зрения Фемиды

0
1603
Представители гражданского общества могут вывести российско-германские отношения из нынешнего тупика

Представители гражданского общества могут вывести российско-германские отношения из нынешнего тупика

Олег Никифоров

Инициатива развития двусторонних отношений в различных видах спорта между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией поступила от немецких спортсменов

0
789
Предчувствие новой глобальной войны

Предчувствие новой глобальной войны

Дмитрий Литовкин

Американский корабль проверил на прочность российскую границу

0
2120
Китайский «Барсук» обзавелся гиперзвуковым «Кинжалом»

Китайский «Барсук» обзавелся гиперзвуковым «Кинжалом»

Владимир Карнозов

В Сети появилась съемка бомбардировщика с гигантской аэробаллистической ракетой

0
1246

Другие новости

Загрузка...