0
11981
Газета Образование Интернет-версия

27.12.2016 00:01:00

Вертикаль для учителей сменили на горизонталь

Тэги: минобрнауки, ольга васильева, школа, учителя, должности, категории, карьерный рост, инклюзивное образование


минобрнауки, ольга васильева, школа, учителя, должности, категории, карьерный рост, инклюзивное образование Возможно, уже в близком будущем всех учителей ранжируют по трем категориям. Фото с сайта www.минобрнауки.рф

Как объявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, в скором времени в российских школах может появиться новая система должностей. «Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех категориях: ведущий учитель, старший учитель, учитель», – приводят агентства слова главы министерства.

Введение новшества, по словам Ольги Васильевой, произойдёт к 1 января 2018 года. И это не может случиться раньше, считают эксперты, потому что в школе пока не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта. Нет достаточной материальной базы и есть дефицит узких специалистов – тьюторов, психологов, дефектологов и т.д.

Итак, названа пока такая градация: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Учитель – это человек с педагогическим образованием и представлениями об основных навыках педагогического мастерства. Старший учитель – человек, уже владеющий педагогической практикой и, более того, готовый демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом. Ведущий же учитель – это ас, который координирует усилия всех участников образовательного процесса – учителей, родителей, школьных психологов и т.п. И понятно, что таких людей не может быть много, и как следствие – допускается, что он может «обслуживать» не одну, а несколько школ.

Надо сказать, что предложенная нынче схема отличается от тех аморфных проектов, которые озвучивала ранее экс-замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Напомним, что разговор о карьерном росте учителей был начат еще при министре образования и науки РФ Дмитрии Ливанове. И на  семинарах министерства звучала такая градация учительства – ассистент учителя, помощник учителя, учитель, старший учитель, главный учитель, наставник, эксперт. Выглядела та система не просто громоздкой, но еще и непонятной,  даже старомодной. Например, позиция «наставник» хотя и была понятна, тем не менее ассоциировалась скорее с образами советских времен и уводила в плоскость иных размышлений на эту тему. Или, например, позиция «ассистент учителя» была понятна, но уж очень ассоциировалась с научной деятельностью. 

В общем, за предложенную градацию министерство Ливанова подверглось критике. Многие эксперты усматривали в том проекте аналог вертикальной (чиновничьей) карьеры – «главный», «старший» учитель.  Такая система, будь она введена, утверждали знающие люди, даже при дальнейшем дроблении учительских категорий не позволила бы учителю расти профессионально. И уж тем более не позволила бы выявить и продвинуть более ярких предметников.  

На самом-то деле идея деления учительства на категории, конечно, не нова. Стоит вспомнить некоторые вехи истории школы. В СССР в 1985 году были утверждены «Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ». По результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались тогда звания «учитель-методист» и «старший учитель». А в системе дополнительного образования были еще и «воспитатель-методист» и «старший пионервожатый – методист».

К началу 90-х эта система морально устарела. Хотя нужда в материальном стимулировании учительства не отпала, а в последующие затем экономические кризисы даже возросла. В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников и введены квалификационные категории (первая, вторая и третья, или высшая) – на срок не более пяти лет – с соответствующими прибавками к зарплате. А потом стало очевидным, что возвратиться стоит не только к денежному стимулированию, но и к моральному... 

Нет сомнения, что предлагаемая сегодня схема не самый последний вариант, еще будет совершенствоваться, но в ней уже заложен главный принцип. Помимо повышенной денежной составляющей, здесь есть и другое. По крайней мере, как нам кажется, здесь видна конечная цель карьеры педагога: если его труд уникален – он ценен, востребован, тиражирован. И круг детей, которые мотивированы учиться (заниматься школьным проектированием, исследовательской работой и т.д.), не очерчен узкими рамками одной школы. У учителя может быть теперь больше единомышленников, последователей (читай – славы). Теперь педагог может заслужить право, его перестанут таскать на формальные переподготовки, потому что он сам с утра до вечера вынужден совершенствоваться в своем предмете - ведь он на виду. 

С другой стороны, здесь просматривается еще одна тенденция. Система действенна тогда, когда отвечает новым задачам школы. Например, появилось ныне такое явление, как инклюзивное образование. И получилось, что дети с особенностями физического или психического развития, требующие дополнительного педагогического внимания, начинают учиться в обычной школе. Поневоле у администрации школы теперь появляется нужда в прикреплении к этому ребенку взрослого. И появляется в классе, например, должность – помощник учителя, роль которого готов исполнить низший чин этой новой градации.

Так что у предложенной системы есть нюансы, отличающие ее от более ранних концепций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1991
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
955
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4687
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3626

Другие новости