0
3286
Газета Образование Печатная версия

27.03.2019 16:54:00

Сильные университеты возьмут на буксир тех, кто слабее

Началась экспансия столичных вузов в регионы

Тэги: высшее образование, региональная наука, вгэ, ярослав кузьминов


высшее образование, региональная наука, вгэ, ярослав кузьминов Поработать в лучших научных лабраториях страны – мечта любого аспиранта. Фото с сайта www.dvfu.ru

Ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов открыл новый этап в развитии высшего образования РФ. Речь идет о региональной науке, которая долгие годы оставалась на периферии чиновничьего и общественного интереса. ВШЭ предложила программу поддержки ученых, работающих в вузах РФ. По словам ректора Ярослава Кузьминова, его университет готов вложить в программу поддержки региональных вузов около 30–40 млн руб. собственных денег.

Напомним, что оптимизация изменила жизнь многих высших школ в стране. Было в городе, допустим, два-три института еще с советских времен, а стал один университет. В результате объединения сократился или существенно изменился преподавательский состав новых образований: ушли на пенсию или «в никуда» преподаватели с дублирующих друг друга кафедр, исчезли целые направления и факультеты. А споры о целесообразности «чисто финансового» передела – всех этих слияний, ликвидаций, подчинений слабых сильным – пока так и не прекращаются. Прекратить эти распри невозможно, а показать свет в конце тоннеля – почему бы и нет.

Мысль о том, что ведущие вузы могли бы сделать что-то осязаемое для развития региональной науки, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов высказывал не однажды. Он считает, что даже при наличии значительных научных разработок у коллег из регионов умения продвигать их в глобальном научном пространстве у большинства региональных высших школ нет. Поднаторевшие в этом вопросе ведущие университеты вполне могли бы помочь своим собратьям по науке.

Например, они могли бы помочь с публикациями материалов в русских и зарубежных научных журналах. Рассказывая об этом, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предостерег будущих авторов от одной типичной ошибки, которая допускается ими сегодня. Речь идет об алгоритме работы с научными изданиями. Очень часто бывает, что статья какого-то автора отклонена хорошим изданием, так как требуется некоторая ее доработка. Автор зачастую спешит. И чтобы не переделывать работу, несет рукопись в другой научный журнал – попроще. В результате – мало цитирования, мало откликов со стороны академического сообщества. И это плохо. Лучше пойти на переработку статьи, чтобы не терять ее ценность, считает Ярослав Кузьминов.

Есть также одна любопытная деталь, касающаяся научных публикаций в иностранных журналах. Об этом рассказали уже сотрудники Центра академического письма ВШЭ. Было время, когда консультанты этого центра просто переводили работы, предложенные им авторами. Со временем они стали не просто переводить, а помогать тем авторам, работы которых им казались интересными, но недоработанными. В результате чего, по данным центра, пять лет назад в международных журналах публиковались 28% ученых ВШЭ, сегодня – 62%.

Что предлагается еще? Большую помощь могли бы оказать стажировки научно-педагогических работников и аспирантов. Как это будет делать ВШЭ, рассказал журналистам Ярослав Кузьминов. Соискатель в этом случае может выбрать подразделение любого кампуса ВШЭ, где хотел бы принять участие в исследованиях, подать заявку и, приложив необходимые документы, ждать вызова в Москву.

Заявки принимаются ВШЭ в течение всего учебного года, решение станет известно в течение месяца. Соискатели, прошедшие конкурс, приезжают на срок от двух недель до полугода для проведения исследований по выбранной тематике. Каждому стажеру будут предоставлены рабочее место, доступ к библиотеке и научному оборудованию ВШЭ. Кроме того, можно будет посещать занятия на разных образовательных программах, а также по согласованию с научным руководителем вести занятия для студентов и принимать экзамены.

Стажировки оплачиваются самой НИУ ВШЭ. Причем и стажеры будут получать материальное вознаграждение. Приглашающие отлично понимают, сколько стоит жизнь в столице. По окончании стажировки стажеры представят отчет – расскажут, как полученные компетенции, знания и навыки помогут им в дальнейшей работе и каким они видят дальнейшее сотрудничество с ВШЭ. Возраст участников программы стажировок не ограничен. В этом году предполагается взять 200 человек.

Еще одна инициатива, которую могли бы подхватить ведущие вузы, – курс на онлайн-обучение, анонсированное ректором Кузьминовым еще осенью. В ближайшее время ВШЭ, например, намерена поддержать не менее 15 сетевых проектов на базе использования онлайн-курсов университета. Сетевые проекты предусматривают также дополнительное обучение преподавателей, текущую методическую поддержку их, командировки ученых столичных вузов в региональные для проведения ключевых семинаров и т.д.

Этот порыв – делиться знаниями с региональными университетами – ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объясняет желанием сделать развитие вузовской науки более равномерным по всей стране. И считает, что если «университеты Москвы, Питера, Новосибирска, Томска, некоторых других городов будут работать с большим миром, а остальные – «вариться» внутри себя, это очень плохо».

Впрочем, сотрудничество ведущих вузов с региональными – это дело взаимовыгодное. Столица всегда прирастала талантами из провинции. И ВШЭ, и вузы, которые последуют ее примеру, от такой связи тоже могут в дальнейшем только выиграть. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
5664
Образование и/или карьера

Образование и/или карьера

Игорь Аглицкий

О том, как совместить эти две цели обычному ученику

0
9040
Бауманцам нравилось, что они – «училище», а не «институт»

Бауманцам нравилось, что они – «училище», а не «институт»

Андрей Кокошин

Заметки выпускника 1969 года об особом духе Московского высшего технического училища

0
15243
Университеты как социальная привилегия

Университеты как социальная привилегия

Елена Герасимова

Почти половина студентов поменяли бы вуз, если бы представилась возможность

0
9515

Другие новости