0
6502
Газета Образование Печатная версия

12.05.2021 19:11:00

Как остепенить профессионала

Чтобы привлечь практиков в университетскую среду, надо создать новую линейку достижений и заслуг

Тэги: университет, профессиональная школа, профессиональные степени, присуждение


университет, профессиональная школа, профессиональные степени, присуждение Основанием для присвоения профессиональной степени могла бы служить не научная новизна работы, представленной соискателем, а ее сугубо прикладной характер. Фото с сайта www.ssau.ru

Профессиональные степени сегодня присуждаются во всем мире. Они охватывают широкий круг областей подготовки в так называемых профессиональных школах университетов – бизнеса, права, инженерии, журналистики, дизайна и ряде других. Россия не должна отставать в этом процессе, считают представители высшей школы.

Основанием для присвоения такой степени могла бы служить не научная новизна работы, а ее прикладной характер, практическая значимость, важность обобщенного опыта, лидерство в развитии управленческой мысли. Как отмечали еще минувшей зимой эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», спрос на эти программы растет. Например, в США признаны сегодня 43 профессиональные степени, в Великобритании – 66. Для присвоения степени потенциальному соискателю в этих странах необходимо не только подготовить работу на высоком профессиональном уровне, но и освоить серьезную образовательную программу.

На сегодняшний день профессиональные степени – Doctor of Business Administration (DBA), Doctor of Public Administration (DPA) и Doctor of Law – уже присваивают семь российских вузов и одна бизнес-школа. В начале этого года Министерство науки и высшего образования РФ приступило к рассмотрению вопроса о государственном признании таких степеней. Напомним, что с такой инициативой выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Она направил соответствующее письмо министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову. И распоряжением министра была создана рабочая группа, которой поручено подготовить концепцию введения в России профессиональных степеней. Рабочую группу возглавили председатель Высшей аттестационной комиссии, президент РУДН Владимир Филиппов и президент НИУ ВШЭ, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

В мае рабочая группа должна заслушать аналитический доклад о мировом и российском опыте присуждения профессиональных степеней и обсудить проект «Концепции» их введения в России. После этого материалы будут переданы на обсуждение в комитеты Госдумы, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, другим профессиональным и общественным объединениям.

Напомним, что наиболее популярны у нас степени DBA и DPA, реже встречается Doctor of Law. Родоначальником введения DBA и DPA считается Российская академия народного хозяйства и госуправления при президенте РФ (РАНХиГС), докторских программ в области права – НИУ «Высшая школа экономики». Все эти степени присваивают сами университеты, а от государства выпускники получают только диплом о профессиональной переподготовке.

Почти 20 лет тому назад, на заре возникновения института профессиональных степеней, подразумевалось, что кандидатом на их получение станет тот, кто предложит инновационный подход решения какой-то проблемы. Но при этом возникает проблема: сообщество ученых может не поддержать такого соискателя. И вообще, кто должен (и может) оценивать инновационность?

«В нашу Школу дизайна, на факультет компьютерных наук, мы привлекли огромное количество профессионалов, которые не являются «академиками», – подчеркивает Ярослав Кузьминов. – Это значит, что рядом с линейкой академических заслуг и достижений постепенно формируется другая линейка. Она пока хаотична, личная репутация там значит больше, чем формальные заслуги, но это массовый процесс. Мы должны предложить российским университетам и международному сообществу новую линейку профессиональных достижений и заслуг, которая объективно отражает процессы привлечения в университеты практиков».

Ректор Кузьминов приводит такой пример. Директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова – ключевой российский эксперт по макроэкономике. Она не стала защищать кандидатскую диссертацию и при этом руководит докторами наук. «Причина в том, что она занимается прогнозами, а такого академического направления нет, это не экономическая теория, – пояснил ректор НИУ ВШЭ. – Критериев нет – очень загрязнена «атмосфера», и там, где могли бы «высадиться» практики, сложилось такое болото имитаций, что уважающие себя люди туда попадать не хотят. Значит, надо предлагать что-то другое». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Учебный курс "История религий" готов к масштабированию

Учебный курс "История религий" готов к масштабированию

Наталья Савицкая

Эффективному преподаванию этого предмета препятствует дефицит специалистов

0
3281
Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
3021
Университеты как социальная привилегия

Университеты как социальная привилегия

Елена Герасимова

Почти половина студентов поменяли бы вуз, если бы представилась возможность

0
9459
Терпимость – это не про нынешних студентов

Терпимость – это не про нынешних студентов

Елена Герасимова

0
10884

Другие новости