0
11941
Газета Образование Печатная версия

22.03.2023 18:30:00

Педагогам-бакалаврам грозит переход на пятилетку

Академики выступают за увеличение срока подготовки будущих учителей

Тэги: учитель, подготовка, педагогическая наука, модели, технологии, всероссийский форум


учитель, подготовка, педагогическая наука, модели, технологии, всероссийский форум Ольга Васильева и Дмитрий Афанасьев, кажется, услышали друг друга. Фото РИА Новости

Как будет развиваться педагогическая наука в России, что поменяется в моделях и технологиях подготовки учителей и какова роль российского классического университета в этом, обсудили на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» в Российской академии образования (РАО).

Президент РАО Ольга Васильева уже во вступительной речи привела выводы по результатам исследований Центра развития педагогического образования РАО, которые задали тон наметившейся дискуссии. Это данные масштабного мониторинга педагогических программ подготовки, по которым работают отечественные вузы. Участие в нем приняли 139 высших учебных заведений, находящихся в ведении пяти федеральных министерств, из всех федеральных округов страны. В ходе исследования проанализированы порядка 2,6 тысячи образовательных программ, по которым обучаются более 202 тысяч студентов – это почти половина студентов-педагогов в стране.

Так каковы выводы? По словам Ольги Васильевой, в программах подготовки по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» необходимо усилить акцент на мировоззренческих дисциплинах, позволяющих развивать внутреннюю позицию личности, российской гражданской идентичности будущего педагога. И исследование также показало, что почти 92% студентов-педагогов в стране обучаются на бакалавриате, 8% – в магистратуре, и лишь 0,22% – на программах специалитета. Мы видим, резюмировала Ольга Васильева, что современным учителям не хватает той подготовки, которую дает бакалавриат, а в магистратуру после него поступают далеко не все. Вывод академика таков – лучше вернуться к специалитету, к массовой пятилетней подготовке учителей. Это позволит повысить качество подготовки учителей.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Владимирович Афанасьев в своем выступлении держал «нейтралитет» по вопросу, сколько лет учиться студентам в вузе, предлагая академикам самим выступить по горячим темам и самим высказываться на тему, как изменить уровни высшего образования в стране.

В системе важно выделить, прежде всего, единый базовый уровень образования – напомнил он публике. И следует определить более точно смыслы магистратуры. Ее взаимодействия с аспирантурой. «Мы должны ответить на вопросы, в каком случае и для каких программ необходимо увеличение сроков обучения? Зачем нужны дополнительные годы обучения, и чем они будут наполняться? Что получат страна, выпускники и система образования в целом от перестройки системы высшего образования? Является ли магистратура обязательным требованием освоения исследовательских методов для поступления в аспирантуру? Это все требует обсуждения с экспертами РАО для последующего закрепления в стандартах», – напутствовал Афанасьев участников форума.

Тому, какой должен быть баланс практики и теории в университетских программах обучения, было посвящено выступление члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук Елены Казаковой. Сначала она напомнила некоторые цифры. Согласно приведенным данным, год практики приходится на бакалавриат. В магистратуре – только треть времени уходит на практические занятия. При этом, заметила ученый, чтобы подготовить пилота он должен пройти 30 часов занятий только на тренажерах, 100 часов полетать с командиром – инструктором и так далее. И только после 1500 часов ему позволяют получить право управлять самолетом. А тут педагог, которому доверяют психологическое здоровее школьника – и всего 4 года обучения?

Еще один момент, который отметила Елена Казакова касается кадровой текучки в школах страны. Растет бюджетный прием в вузы. При этом, получив «льготное» высшее образование, выпускник педуниверситета уходит работать в другие отрасли. Уходят из профессии от 14 до 42% молодых учителей я разных регионах. Низкая зарплата, низкий менеджмент, колоссальный бумажный оборот – вот только несколько названных учителями причин ухода. Но на первый план выходит… неготовность к работе в школе.

Елена Казакова привела анекдотический пример, который услышала от директоров школ. «Так они еще и едят! И я их должен водить в столовую?» – так учитель отреагировал на то, что ему надо водить класс после урока в столовую строем. Что не умеют учителя после института? Удивительно, но они действительно не знают бытовой жизни школьного учителя.

На ближайших сессиях участникам II Всероссийского форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» предстоит выработать конкретные и детальные предложения правительству по озвученным вопросам. Но уже ясно – академики за увеличение срока подготовки учителя.



Читайте также


Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Анастасия Башкатова

Чтобы преодолеть неравенство, необходимо умение извлекать выгоду из современных технологий

0
2750
Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Наталья Савицкая

Штраф за фото и за букет учителю

0
2589
В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

Андрей Ваганов

Производство информационного шума

0
5947
Для электростимуляции мышц предложено использовать фотоны

Для электростимуляции мышц предложено использовать фотоны

Александр Спирин

Бегущая ионная волна

0
3109

Другие новости