0
8343
Газета Образование Печатная версия

13.09.2023 16:16:00

Развеян миф о врожденной грамотности

Чтение, письмо и даже слушание – все это приобретенные навыки

Тэги: язык, грамота, грамотность, чтение, написание, письмо


язык, грамота, грамотность, чтение, написание, письмо Главное правило, которое нельзя забывать родителям: ребенок запоминает только то, что он понял. Фото агентства «Москва»

В сентябре отмечается Международный день грамотности. Этот праздник был учрежден в 1965 году после проведения иранской конференции, главной темой которой значился вопрос о ликвидации безграмотности. Сколько прошло лет, а вопрос грамотности населения по-прежнему стоит на первом месте.

Если заглянуть в словарь Даля, то слова «грамотность» там нет. Есть слово «грамота»: «…уменье читать и писать». В современном смысле быть грамотным – значит быть способным писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В последние годы можно услышать одно и то же заявление в СМИ, с высоких трибун и просто в блогах популярных персон, что ситуация с грамотностью школьников в стране катастрофическая. Но всегда хочется спросить: а как с грамотностью взрослого населения? Ведь дети – это отражение наших взрослых успехов и поражений.

Опрос на медиаресурсах Rambler&Co, проводившийся весной этого года, показывает, что грамотный человек по-прежнему «в цене». Хотя грамотность все понимают по-разному. 46% опрошенных считают, что грамотен тот, кто умеет писать без грамматических ошибок. Всего 4% населения отметили, что это тот, кто имеет высшее образование. 3% людей посчитали, что это филологи или журналисты. Зато… 24% назвали грамотными людей, обладающих большим словарным запасом. И 15% присовокупили к этой категории тех, кто не использует в речи непристойную лексику и слова-паразиты. Интересно, что более половины опрошенных назвали себя «скорее грамотными» людьми. А 29% оказались «абсолютно уверены в своей грамотности».

Так как большинство населения являются сегодня активными «переписчиками», то непраздный вопрос: а как они относятся к ошибкам в текстах личных сообщений? Оказалось, что грамотность и правильное оформление эсэмэс важны и здесь. 62% россиян заявили, что не любят переписываться с теми, кто часто делает ошибки. 23% респондентов считают, что грамотность нужна только в деловой переписке. 8% признались, что сами пишут с ошибками, поэтому других не судят. При этом… соблюдение пунктуации важно только для 7% респондентов.

Кстати, почему не столь важна для людей пунктуация? Корреспондент «НГ» задала этот вопрос доктору филологических наук Татьяне Кортаве. По ее мнению, знаки препинания люди ставят при малейшей паузе, потому что правила пунктуации в русском языке очень сложны для запоминания (особенно в бессоюзном предложении). Ни в одном языке нет таких сложных правил.

Татьяна Кортава, предвосхищая вопрос «НГ», сразу же развеяла миф о врожденной грамотности, который у нас очень популярен. Она считает, что данный термин нельзя считать корректным. Из четырех видов речевой деятельности только говорение является врожденным. Чтение, письмо и даже слушание являются приобретенными навыками. Слушание связано с пониманием, ему тоже надо учить.

Можно ли сказать, что в нашем информационно перенасыщенном обществе появляется все больше грамотных людей? Ведь люди больше пишут и даже больше читают. Пусть и не художественную литературу, а «псевдонаучпоп» в соцсетях, но… читают же! Однозначного ответа у ученых на этот вопрос нет, потому что нет корректных исследований.

Вроде грамотность должна расти. Но многое этому процессу мешает. Например, сегодня люди все чаще прибегают к функции виртуального корректора их сообщений. Тем самым они передоверяют функцию хранения информации не памяти, а искусственному интеллекту. Американский психолог Дэниел Вегнер назвал этот феномен трансактивной памятью. Согласно его теории, групповая память более эффективна, чем память каждого из членов этой группы в отдельности, в соответствии с принципом синергии. Трансактивная память позволяет людям хранить и использовать общие знания. Так что вряд ли люди будут запоминать больше правил – есть кому это делать за них.

Но ученые напоминают, что все равно, чем больше человек читает, чем шире его кругозор, тем ярче у него в голове выстраивается язык, который в пассивной форме может переходить в активный словарь.

Кроме того, грамотность напрямую зависит от функционального уровня развития мозга. Отсюда главное правило, которое почему-то забывается родителями: ребенок запоминает только то, что он понял.

Между тем понятие «функциональная грамотность» предложили ученые еще в 1957 году. Тогда оно включало в себя базовые навыки чтения (умение извлекать из текста нужную информацию, осмысливать, оценивать и интерпретировать ее), счета и письма, позволяющих человеку решать простые жизненные задачи. Затем к этому набору добавились естественно-научная и финансовая грамотность, а сейчас креативное мышление и так называемые глобальные компетенции (сочетание разных знаний, умений и ценностей, применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде).

Так какой же процент функциональной грамотности у наших детей? Есть официальные данные, что примерно 20% детей до 15 лет не достигают пороговых значений функциональной грамотности. То есть вся информация, которая ребенком прочитывается, остается вне его понимания. Причем это результаты как российских, так и международных исследований.

Всего выделяют шесть уровней читательской грамотности. При этом второй уровень считается пороговым, то есть базовым минимумом. Он предполагает такие элементарные умения, как найти в тексте несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления; распознать главную мысль текста; понять связи отдельных частей текста, интерпретировать части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения из него и оценивая аргументы, которыми они подкреплены; формулировать несложные выводы, даже когда текст содержит некоторую «зашумляющую» информацию.

Для того чтобы человек мог эффективно самостоятельно обучаться, желательно обладать уровнем не ниже четвертого. Этот уровень предполагает умение точно понимать длинные и сложные тексты с незнакомым содержанием и формой; находить и связывать неявную информацию; сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника.

Уровни 4–6 уже связаны с широким кругозором и высоким уровнем развития интеллекта в целом. Они позволяют читателю интерпретировать сложные большие тексты, самостоятельно выстраивая абстрактные понятия и привлекая фоновые, в том числе академические, знания. Этими уровнями читательской грамотности во всех странах даже среди взрослых людей обладает наименьший процент населения.

Так что работа над повышением уровня грамотности со школы не снимается. И от способов разрешения этой непростой задачи зависит фактически вся дальнейшая жизнь человека. 


Читайте также


Языковой барьер с тяжелыми последствиями

Языковой барьер с тяжелыми последствиями

Наталья Савицкая

Для того чтобы учить детей мигрантов русскому, нужна специальная педагогическая подготовка

0
3842
Чудеса нужно делать своими руками

Чудеса нужно делать своими руками

Нонна Верховская

Лето на даче: фантазийность облаков, особое чтение и знакомство с русской усадебной культурой

0
5492
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
3187
Лондон вступил в схватку за Центральную Азию

Лондон вступил в схватку за Центральную Азию

Виктория Панфилова

Великобритания старается вытеснить Россию из региона

0
4972

Другие новости