0
2726
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

23.03.2010 00:00:00

Игры на климатическом поле

Михаил Юлкин

Об авторе: Михаил Анисимович Юлкин - руководитель Рабочей группы по вопросам изменения климата Комитета по природопользованию и экологии РСПП.

Тэги: климат, россия, будущее


климат, россия, будущее Россия намерена продвигать новые технологии по уменьшению выбросов, хотя потепление мирового климата поставлено под вопрос.
Александр Экстер. Город ночью. Государственный Русский музей

В феврале и марте президент России Д.А.Медведев провел серию совещаний по вопросам изменения климата. В своем февральском выступлении, в частности, президент не только подвел итоги Копенгагенской конференции, предсказуемо охарактеризовав их как провал, но и обозначил планы России на будущее, сформулировал, так сказать, стратегию и тактику на дальнейшую игру. Странным образом это важнейшее событие осталось едва замеченным в прессе и практически не прокомментированным специалистами. Между тем значение его трудно переоценить.

Февральские тезисы

Если совсем коротко, то суть президентского выступления по вопросу изменения климата сводится к трем основным тезисам: 1) провал Копенгагенской конференции не повод складывать руки; 2) заниматься снижением выбросов нам выгодно, и мы будем делать это независимо от наличия международного соглашения; 3) необходимо привлечь бизнес к решению проблем изменения климата, иначе ничего не выйдет.

Да, признает президент, к большому сожалению, Копенгагенская конференция потерпела фиаско. Вместо всеобъемлющего, юридически обязывающего международного документа, который определял бы целевые ориентиры, рамки и финансовые механизмы деятельности в области смягчения климатических изменений и адаптации к ним после 2012 года, была принята наспех, буквально в последнюю ночь, подготовленная лидерами ведущих мировых держав политическая декларация с не вполне понятным международно-правовым статусом, которую к тому же не все страны подписали.

Но это не повод, чтобы успокаиваться и ничего не делать. Наоборот, считает президент, надо действовать. Надо с максимальным эффектом использовать то, что уже было сделано, в том числе результаты Копенгагенской конференции, пусть и скромные. Надо определиться с тем, как дальше выстраивать отношения с основными игроками на климатическом поле. Наконец, надо наметить оптимальные пути оказания помощи менее развитым государствам в их борьбе с климатическими угрозами.

Потому что мы все отвечаем за состояние климата на нашей планете. А также и потому, что это реальный шанс для масштабного внедрения чистых, энергоэффективных, низкоэмиссионных технологий, шанс для прорывных решений в области науки и техники. Потому что это и есть тот самый зеленый рост, который сейчас является приоритетом для технологической политики всех стран.

А значит, Россия будет заниматься энергоэффективностью и снижением выбросов независимо от наличия международного соглашения. Это нам выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Соответственно Россия остается привержена заявленной ранее цели – снизить выбросы парниковых газов на 25% к 2020 году от уровня 1990 года. По мнению президента, эта цель вполне реальна, и мы можем ее добиться, реализуя планы по структурному изменению экономики.

При этом все принимаемые в этой сфере решения должны опираться на позицию бизнеса. Потому что, если бизнес не почувствует свой интерес, ничего не получится. И все разговоры о том, что планета под угрозой, так и останутся разговорами. И значит, наша задача – сделать так, чтобы бизнес этот свой интерес почувствовал и отозвался на вызовы времени так, как только и может отозваться – новыми инвестициями.

Разбор полетов

Замечательные слова сказал президент, правильные! Вопрос теперь в том, как это будет реализовано на практике. И будет ли.

Например, уже и сейчас имеется возможность в рамках действующего Киотского протокола продавать иностранным покупателям сокращения выбросов парниковых газов, достигнутые в результате реализации проектов, и тем обеспечивать не только ускоренную (а то и обычную) окупаемость проектов, но и приток в страну дополнительных средств. И что же? По истечении двух (из пяти) лет действия Киотского протокола ни одного проекта в России для этих целей не утверждено. Хотя потенциал сокращения выбросов огромен. А уж о потребности российских компаний в дополнительных источниках финансирования в условиях нынешнего глобального экономического кризиса и говорить неудобно, в зубах навязло. Они в большинстве своем по текущей-то деятельности с трудом концы с концами сводят, а уж об инвестициях и не помышляют. Несмотря на сердитые окрики и понукания из самых высоких правительственных кабинетов.

Нет чтобы вместо этих высочайших окриков да понуканий обеспечить компаниям беспрепятственный доступ к углеродному рынку и к тем несметным капиталам, которые там обращаются. Счет ведь уже на сотни миллиардов долларов идет. Глядишь, компании тут и оживились бы, начали бы мало-помалу инвестировать, свои замороженные проекты размораживать и в жизнь претворять, чистые, низкоэмиссионные технологии внедрять, энергоэффективность повышать, альтернативное топливо использовать, возобновляемую энергетику развивать.

Куда там! Правительственными решениями определен конкурсный порядок отбора и утверждения проектов для целей Киотского протокола. И лимит установлен – не более 30 млн. тонн СО2 на один тендер. И критерии оценки проектов прописаны такие, что хоть стой, хоть падай. А состав судейской коллегии, которая должна эти оценки выставлять и отбор проектов производить, наоборот, не прописан. Так что вопрос «а судьи кто?» сразу становится неуместен. Ни в одной стране мира ничего похожего нет, а у нас есть. А все потому, надо полагать, что мы исключительно заботимся о том, как бы с максимальным эффектом использовать то, что наработано в рамках климатических соглашений. Неясно только, с максимальным эффектом для кого.

Зато в Украине уже 20 проектов осуществляется в рамках Киотского протокола, в Чехии – 65, в Польше – 14, в Германии – 13, в Венгрии – 10, в Эстонии, Литве и Новой Зеландии – по 6. У нас – ноль. Баранка.

Та же история с другим киотским механизмом, который позволяет странам продать излишнюю квоту на выбросы и направить вырученные средства в экологические проекты. У нас этой излишней квоты аж на 6 млрд. тонн СО2. Сколько из этого продали и полезно использовали с максимальным эффектом? Ничего! Уже и Украина продала, и Венгрия, и Чехия, и Болгария, и кто только не продал. Даже кто и не мечтал. Многие успели уже и деньги получить и на полезное дело потратить. А мы все никак не хотим с печи слезть, чтобы плывущие нам в руки деньги собрать и на нужные, экономически и экологически выгодные нам проекты пустить. И как в этих условиях можно рассчитывать на массовое внедрение чистых, энергоэффективных, низкоэмиссионных технологий и на прорывные решения в области науки и техники, непонятно.

А между тем заниматься энергоэффективностью и снижением выбросов нам действительно необходимо. Мировая экономика ускоренными темпами переходит на низкоуглеродный путь развития, на новые источники и технологии получения энергии, новые энергосберегающие технологии. И мы не можем себе позволить стоять в стороне. Ведь что означает на практике заявленная США и странами ЕС цель снизить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 году? Она означает, что в 2050 году потребление ископаемого углеводородного топлива в этих странах будет меньше нынешнего в 5 (!) раз.


Вместо юридически обязывающего международного документа на Копенгагенской конференции была принята политическая декларация с не вполне понятным международно-правовым статусом.
Фото Ольги Баумгертнер

А мы как бы этого не замечаем (или делаем вид, что не замечаем) и продолжаем по инерции развиваться на традиционной основе. Преобладающей статьей нашего экспорта остаются ископаемое углеводородное топливо и продукты первичной переработки природного сырья. «Углеродоемкость» нашей продукции одна из самых высоких в мире – в 3–4 раза выше, чем в странах ЕС. В перспективе (причем раньше, чем мы можем себе представить) наша продукция может оказаться неконкурентоспособной, что приведет в ряде случаев к ее полному вытеснению с международных рынков.

В то же время Россия имеет возможность развивать альтернативную энергетику и поставлять на мировые рынки зеленую энергию и биотопливо. В частности, на севере России имеется значительный потенциал для развития ветровой и приливной энергетики, на юге можно развивать солнечную энергетику, на востоке – геотермальную. По запасам древесины Россия занимает 1-е место в мире, но технологиями производства биодизеля и биобензина мы еще не владеем.

С учетом этого нужно срочно скорректировать стратегию развития экономики России на перспективу с учетом глобального изменения климата и тех решений, которые принимаются на международном уровне и на уровне отдельных стран для его смягчения.

Необходимо, разумеется, выстраивать и соответствующие отношения с основными игроками на климатическом поле. От этого во многом будет зависеть, успеем ли мы встроиться в новую низкоэмиссионную экономику, получим ли мы необходимые средства и помощь для решения этой задачи и на каких условиях. Однако надо понимать, что генеральная линия на построение низкоуглеродной экономики необратима и возврата не будет. Даже из уважения к нам и признания нашей особой роли в мире.

И не надо делать удивленные глаза и вставать в позу, когда наши партнеры говорят о защите своих рынков от продукции, поставляемой из стран, где выбросы парниковых газов не контролируются, а углеродоемкость продукции не отвечает международным стандартам. Или когда категорически выступают против всякого рода государственных субсидий, налоговых льгот и других особых привилегий производителям и потребителям продукции, топлива и энергии с высокими удельными показателями выбросов.

Мы на пороге новой эры, которая предъявляет новые требования. России предстоит совершить скачок в постиндустриальное общество, к новой экономике, основанной не на ресурсо-, а на наукоемких технологиях и человеческом потенциале. Надеюсь, что, говоря о структурной перестройке экономики, которая должна помочь нам сократить выбросы на 25% к 2020 году, президент имел в виду именно это.

Однако с помощью одного только «Роснано» проблему не решить. Требуется коренная перестройка всей экономической системы. Для начала надо хотя бы перестать сливать страну в офшор, прекратить рейдерские наезды на ведущие университеты, снять барьеры для развития частного предпринимательства во всех отраслях, особенно в сфере инноваций и высоких технологий.

И, конечно, без заинтересованности бизнеса не обойтись. Необходимо обеспечить доступ к углеродному рынку всем желающим без ограничений и конкурсных процедур. Возможность реализовать достигнутые сокращения выбросов на углеродном рынке должна стать важным экономическим стимулом, побуждающим компании вкладывать средства в современные высокоэффективные технологии, энергосбережение, повышение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии.

В то же время пора начать регулировать выбросы парниковых газов в России. Для этого в первую очередь должны применяться соответствующие технические стандарты: нормативы энергоемкости техники, оборудования и потребительских товаров длительного пользования, нормативы расхода топлива для транспорта, нормативы на выбросы особо опасных парниковых газов и т.д. Эти нормативы должны без ограничений и изъятий применяться как к отечественной, так и к импортной продукции. При этом во всех случаях за основу для их установления следует принять показатели наилучших доступных технологий.

Наряду с этим следует применять систему квотирования и торговли выбросами. В идеале российская система квотирования и торговли выбросами должна быть совместима в своих основных чертах с аналогичной европейской и американской системами. В первую очередь это касается принципа установления квот на выбросы и охвата секторов. Это необходимо не только ради смягчения климатических изменений, но и ради повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

Думаю, что при соблюдении всех необходимых условий мы будем готовы играть и выигрывать на климатическом поле. В противном случае мы обречены будем бесконечно разбирать полеты, искать причины поражений и по привычке наказывать непричастных. Как после давешней Олимпиады в Ванкувере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1106
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3012
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1697
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2050

Другие новости