0
3519
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.03.2012 00:00:00

Тарифные битвы

Антон Дианов

Об авторе: Антон Дианов - генеральный директор Morgan-Stout.

Тэги: тариф, тепло, электроэнергия


тариф, тепло, электроэнергия Тарифы выбирают нас, а не наоборот.
Фото ИТАР-ТАСС

Изначально вопрос тарифообразования в энергетике надо разделить на две части – тарифы на тепло и тарифы на электроэнергию.

Проблема существующей тарифной политики заключается в простом стремлении покрывать постоянно растущие издержки, связанные с удорожанием топлива, повышением стоимости регламентных работ, неэффективным и расточительным использованием тепла. Это ведет к незапланированному отпуску тепла, а также растущему уровню потерь в сетях, что вызвано их износом. Главные составляющие высоких тарифов – потери при транспортировке и расточительное потребление – нуждаются в срочном устранении. Выход из сложившейся ситуации заключается в реализации целого комплекса мер, которые призваны изъять из тарифа все компенсирующие потери и нерациональный расход энергии надбавки (а это до 50% тарифа). А именно:

1. Учет. Установка счетчиков учета тепла с постепенным отказом от нормативного режима расчета.

2. Модернизация сетей. Устранение и замена неизолированных и изношенных тепловых сетей. Замена старого оборудования.

3. Реализация программ энергосбережения. Обеспечение тепловой эффективности потребителя. В настоящий момент до половины объемов подаваемого в жилой фонд тепла просто уходит в воздух через ветхие стены зданий, межпанельные швы, окна. Энергосбережение на стороне потребления – это гигантский и затратный проект, связанный с обеспечением инвестиций в жилой фонд. Но без его реализации расходы тепла будут в несколько раз больше необходимого, это создает перманентные проблемы со своевременной оплатой.

4. Модернизация основных фондов. Переоснащение существующих монопроизводств (котельных) в режим когенерации, что позволит использовать электроэнергию собственной выработки и снизить себестоимость основных вырабатываемых ресурсов. Снижение энергоемкости производства, переход на удаленную диспетчеризацию котельных также позволит снизить себестоимость выработки и минимизирует возможности по неоправданной индексации тарифов.

В результате сектор тарифообразования избавится от порочной практики компенсировать растущие издержки за счет постоянного удорожания, которое травмирует абонентов, создает проблему неплатежей и при этом не делает тепловой бизнес более рентабельным.

Поставщикам ресурсов нужен стабильный и своевременный cash-flow. При сохранении существующих тарифов, без последующих повышений, при одновременном выполнении перечисленных выше программ будет обеспечено наполнение доли в тарифе, ранее отводившейся на компенсацию потерь, реальными деньгами. Эти деньги можно направить на финансирование заявленных программ без добавления в тариф давно обсуждаемой инвестиционной составляющей.

Благодаря увеличению эффективности и минимизации потерь тарифная политика станет более гибкой. Более того, появятся возможности для снижения тарифов, индексация которых будет привязана только к себестоимости выработки, к тому же уже не столь жестко привязанной к стоимости топлива.

Роль государственного регулирования теплового тарифа в данном случае сводится к простым мерам в области установления предельных тарифных значений.

Тарифообразование в сфере отпуска электроэнергии работает по схожему принципу: в тариф закладываются издержки и так называемая инвестиционная надбавка, которая призвана компенсировать затраты на капитальные вложения. При этом структура тарифа усложняется за счет участия в нем различных секторов электроэнергетики – генерации, передачи и сбыта. При этом распределение долей носит неоднородный характер. Сети и генерация – основные бенефициары в структуре цены (66% – сети, 31% – генерация). На долю сбытовых компаний приходится не более 3%. Таким образом, существующая практика тарифообразования в электроэнергетике несет в себе двойную проблему: не стимулирует генерацию, и сети занимаются повышением собственной эффективности, и второе – ставит сбытовые компании в тяжелое положение работы на грани рентабельности из-за мизерной доли в тарифе. Немаловажно, что постоянно растущий уровень неплатежей абонентов ложится на сбытовой сектор дополнительным финансовым бременем. Сбытовые компании де-факто финансируют более высокий уровень оплаты на оптовом рынке электроэнергии и мощности за счет всех доступных им ресурсов: собственной прибыли и заемных средств. Для справки: в 2011 году разница в уровне оплаты ресурсов на оптовом и розничном рынках составили порядка 20%, что в денежном выражении составляет десятки миллиардов рублей.

Исходя из перечисленных проблем, очевидно, что текущая практика тарифообразования нуждается в корректировках в сторону изменения порочной формулы «издержки +» в сторону RAB – регулирования, а также учета интересов сбытового сектора.Это вызвается неоправдавшимися ожиданиями от внедрения механизма RAB.Вместо гарантированного возврата инвестиций при одновременном снижении издержек и тарифа на передачу плата за передачу выросла на 25%.При 66-процентной доле сетей в общей структуре тарифа влияние на конечный рост цены огромное. Роль государственного регулирования в данной области сводилась бы к установке и контролю соблюдения правил рыночного взаимодействия в конкурентных секторах, а также сохранению части регулирующих функций в социально значимых сферах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2701
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2140
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3635
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1068