0
4807
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2013 00:00:00

Конкурс вместо волюнтаризма


Реформа электроэнергетики России, начатая Анатолием Чубайсом, так и не доведена до конца.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

23 января 2013 года Наблюдательным советом НП «Совет рынка» принято решение о лишении статуса субъекта оптового рынка ОАО «Брянскэнергосбыт», ОАО «Ивэнергосбыт», ОАО «Курскрегионэнергосбыт», ОАО «Омскэнергосбыт», ОАО «Орелэнергосбыт» и ОАО «Пензаэнергосбыт». Причиной стало ненадлежащее исполнение компаниями обязательств по оплате электроэнергии на оптовом рынке. Лишение сбытовых компаний статуса субъекта оптового рынка означает, что они не смогут выполнять функции гарантирующих поставщиков (ГП). Эта обязанность с 1 февраля 2013 года переходит к сетевым компаниям.

Напомним, что гарантирующий поставщик (ГП) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

В соответствии с постановлением правительства от 30 декабря 2012 года № 1482 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам изменения процедуры смены гарантирующих поставщиков» статус в случае необходимости смены ГП автоматически присваивается территориальной сетевой организации, после этого стартует конкурс среди энергосбытовых организаций. С этим не согласны многие эксперты. «Передача функций сбыта сетевой компании должна быть крайней и исключительной мерой, применяемой только при отсутствии энергосбытовых компаний, готовых «подхватить» статус ГП», – говорят представители энергетического сообщества.

По мнению председателя правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, «это не решение проблемы, а «купирование» накопленных долгов: окончательная судьба этих долгов станет понятна после проведения конкурса».

«Одним из ключевых принципов реформы электроэнергетики было разделение видов деятельности. Передача статуса ГП сетевым организациям приводит к объединению естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, что негативно скажется на развитии конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, – считает эксперт ООО «Русэнергосбыт», – надеемся, что передача статуса ГП сетевым организациям окажется временной мерой, в ближайшее время Минэнерго проведет конкурс на статус ГП и победитель конкурса станет выполнять функции ГП-должника».

Вопрос, как передавать статус ГП, вызывал споры в экспертном сообществе с момента учреждения института гарантирующих поставщиков в 2006 году. Несмотря на то что до сегодняшнего момента вынужденной замены ГП не было, за прошедшее время в нормативных актах предусмотренная для таких случаев процедура пересматривалась уже дважды. Просуществовавшая до ПП № 442 процедура замены ГП предполагала предварительное проведение конкурса, победитель которого получал статус только в том случае, если действующий ГП не смог устранить обстоятельства, ставшие причиной проведения конкурса. И только если конкурс не состоялся по объективным причинам или отказались первые два лица, выигравшие конкурс, статус передавался в ТСО.

ПП № 442 устранило предварительный характер проведения конкурсов, то есть если возникли основания для проведения конкурса, то для действующего ГП это означало неминуемую утрату статуса. При этом на время проведения конкурса действующий ГП должен был продолжать исполнять свои обязанности вплоть до присвоения статуса ГП другой энергосбытовой организации. Сомнения вызывал вопрос: насколько добросовестно в свете перспектив? И тогда в срочном порядке, в преддверии новогодних каникул, было введено ПП № 1482, которое изменило порядок действий: сначала действующий ГП лишается своего статуса в пользу ТСО, затем проводится конкурс. Изменения были введены с аргументами, что таким образом сократится срок смены ГП и генерирующие компании будут застрахованы от увеличения задолженности в процессе проведения конкурса.

Можно сделать вывод, что постановление правительства № 1482 предназначено только для решения проблемы, созданной ПП № 442, – затягивания процедуры замены гарантирующего поставщика. Надо отметить, что было и альтернативное решение. В процессе обсуждения проекта постановления предлагалось передавать статус гарантирующего поставщика в энергосбытовую компанию из числа участников предварительного отбора (заранее составленного списка ЭСК каждого региона, готовых принять статус в случае проблем у действующего ГП), что также позволило бы сократить сроки передачи статуса. Но предложение принято не было.

При этом, если новая процедура замены ГП сохранится на долгосрочную перспективу, она создаст ряд проблем всем участникам розничного рынка и даже может привести к изменению модели рынка в целом.

Во-первых, генерирующие компании утрачивают механизмы воздействия на ГП на тот период, когда его функции передаются в ТСО, так как ТСО невозможно лишить статуса участника оптового рынка или ГП при невыполнении обязанностей по оплате купленной электроэнергии и мощности.

Вполне вероятно, что сетевые компании, приняв на себя функцию гарантирующего поставщика, в случае дефицита денежных средств и возникновения кассовых разрывов (задолженность потребителей за электроэнергию на розничных рынках ежегодно увеличивается), будут в первую очередь покрывать собственные расходы на передачу электроэнергии, а затем уже расплачиваться с генерирующими компаниями.

Во-вторых, проблемой является то, что ТСО вынуждены на ограниченный срок брать на себя выполнение несвойственных им энергосбытовых функций. Им придется в кратчайшие сроки обеспечить расчеты с потребителями, при этом ежемесячное определение нерегулируемых цен в зависимости от выбранных потребителями ценовых категорий является сложной процедурой, требующей отлаженного программно-аппаратного комплекса. Уже сейчас высказываются опасения, что существующей сбытовой надбавки для разворачивания и выполнения энергосбытовой деятельности сетевым компаниям будет недостаточно, и все средства, потраченные сверх надбавки, будут заложены в тариф в следующих периодах регулирования, что означает неминуемое повышение цены на электроэнергию для потребителей.

В-третьих, если раньше статус ГП должен был передаваться один раз – победителю конкурса, и только в исключительных случаях он мог оказаться присвоен ТСО, то теперь статус ГП должен передаваться как минимум дважды – один раз в ТСО, а после проведения конкурса – победителю. Для потребителя это означает необходимость дважды сменить поставщика электроэнергии в течение года – сначала заключить договор энергоснабжения с ТСО, затем – с победителем конкурса ГП, так как варианта продолжить покупку электроэнергии у ТСО не существует. В этой связи последствия для потребителей от принятия ПП № 1482 исключительно негативные, как говорят независимые эксперты, «постановление фактически реализует в части энергоснабжения потребителей известное высказывание про соотношение двух переездов и одного пожара».

В-четвертых, если статус ГП «застрянет» в сетях, то можно говорить об изменении модели рынка и фактической отмене разделения видов деятельности. Это может привести к ущемлению конкуренции: осуществить уход на оптовый рынок от супер-монополиста потребителям будет практически невозможно. Также волнуют потребителей и вопросы техприсоединения. Процедура присоединения к электрическим сетям и сейчас идет «со скрипом», а при «застревании» статуса ГП в сетях может вообще увязываться сетевыми организациями с заключением договора энергоснабжения.

На заседании Наблюдательного совета НП «Совет рынка» было отмечено, что механизм смены гарантирующего поставщика путем передачи статуса ГП в сетевую организацию является неоптимальным, но вынужденным решением и необходимо продолжить работу в ином направлении – не смена организации, имеющей статус ГП, а смена управления, которая сохранит возможность погашения накопленной задолженности. Пока же перед компаниями МРСК, получившими статус гарантирующего поставщика, стоят сложные задачи обеспечения текущего сбора средств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
820
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
873
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
612
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
749

Другие новости