0
2110
Газета События Интернет-версия

22.10.2002 00:00:00

В розыске - "иные обстоятельства"

Тэги: москва, взрыв, теракт


Вчера стало известно о смерти 17-летнего калужанина Сергея Гришина, который получил тяжелые ранения при взрыве у ресторана "Макдоналдс" на улице Покрышкина на юго-западе Москвы. И только после этого ведущие расследование трагедии сотрудники столичной прокуратуры дали понять, что уголовное дело все-таки может быть переквалифицировано на статью 205 УК РФ - терроризм. Правда, по мнению прокурора Москвы Михаила Авдюкова, это может произойти лишь после того, как правоохранительные органы сумеют "полностью выяснить тип взрывного устройства, механизм приведения его в исполнение, а также ряд иных обстоятельств, которые прояснили бы истинные цели преступников".

За последние несколько лет взрывы в Москве случались едва ли не ежегодно и практически сразу трактовались как теракты - без всякого выяснения "иных обстоятельств". 27 декабря 1994 года, накануне начала первой чеченской кампании, в Москве недалеко от ВДНХ был взорван автобус 33-го маршрута. Тогда пострадал только водитель, но дело сразу же квалифицировали как теракт и через некоторое время задержали его исполнителей. Одного из них, Владимира Акимова, признали невменяемым, а второй - Владимир Воробьев - угодил в тюрьму на пять лет.

11 июня 1996 года взрыв в вагоне метро на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская": погибли 4 человека, а еще 16 ранены. Ровно через месяц - взрыв троллейбуса 12-го маршрута недалеко от кинотеатра "Россия": сработало безоболочное устройство фугасного типа, пятеро раненых. 1 января 1998 года - взрыв на станции "Третьяковская": трое раненых.

Последующие взрывы в Москве силовые структуры неизменно называли терактами и связывали с чеченскими экстремистами: 31 августа 1999 года - взрыв в торговом комплексе "Охотный Ряд" (погиб один человек, около сорока ранены), 9 августа 2000 года - взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади (погибли семь человек, 53 ранены), 5 февраля 2001 года - взрыв на станции метро "Белорусская" (ранения получили более 10 человек).

Этот траурный список можно продолжать, припоминая и более мелкие случаи проявления терроризма, - ни в одном подобном случае никто из представителей городских властей или правоохранительных органов ни разу не усомнился в квалификации преступлений. И лишь последнюю трагедию в Москве все упорно называют "покушением на убийство".

На кого, собственно, покушались и кто именно - ответы на эти вопросы ищет сегодня прокуратура. Судя по всему, безуспешно: куда-то делись "реальные подозреваемые", девушка, за минуту до взрыва якобы предупредившая посетителей "Макдоналдса", отказывается от дачи показаний... Впрочем, кто от чего отказывается, тоже непонятно: вчера прокурор Москвы Михаил Авдюков заявил, что "эти факты (задержания и допроса девушки. - "НГ") подтверждения не нашли".

Вызывают удивления и слова прокурора о том, что тип взрывного устройства "еще выясняется": уже вечером в день взрыва взрывотехники уверенно заявили, что это был артиллерийский снаряд с осколочным "наполнителем". А многочисленные эксперты утверждали, что с подобными "игрушками" федеральные силы неоднократно встречались в Чечне. Единственный реальный вопрос - как бомбу привели в действие: тип взрывателя действительно еще не установлен. Но эта та мелкая деталь, которая вряд ли способна изменить квалификацию преступления.

Впрочем, понять Михаила Авдюкова можно: именно его подчиненные расследуют взрыв, и именно им в первую очередь были предназначены прозвучавшие из уст высокопоставленных чиновников слова о "криминальной разборке". И подтвердив, например, что бомба была собрана по "чеченскому" рецепту, предназначенному исключительно для терактов, прокурор Москвы поставил бы следователей в неудобное положение.

Коль скоро тип бомбы не известен, единственная зацепка следствия - подозреваемые. По последним данным, это двое уроженцев Грозного, у которых, как утверждают в милиции, славянские фамилии. Однако на этом основании правоохранительные органы делают непривычный уже вывод о "чеченском следе", а говорят о разборках между этническими группировками, связанными якобы с попыткой установить криминальный контроль над ресторанной сетью "Макдоналдс". (Примечательно, что за два часа до взрыва в Москве открылся новый ресторан "Макдоналдс" на проспекте Мира, но связаны ли между собой эти факты, пока остается загадкой.) Но почему при этом во всех предыдущих подобных случаях главной - а порой и единственной - версией следствия становился "чеченский след", а теперь - "криминальные разборки", остается только гадать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
385
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
279
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
390
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
503

Другие новости