0
1527
Газета События Интернет-версия

10.09.2003 00:00:00

Триумф воли

Тэги: рифеншталь, смерть


рифеншталь, смерть Лени Рифеншталь.
Фото Reuters

Лени Рифеншталь скончалась вечером в понедельник в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце, сообщил давний компаньон Рифеншталь Хорст Кеттнер.

Ее называли любимой кинодокументалисткой Гитлера, создавшей документальный киношедевр во славу его победы. Ее осуждали до самого последнего времени, простив - более или менее - лишь год назад, когда сама Рифеншталь отметила вековой юбилей.

По поручению Гитлера Лени сняла фильм "Триумф воли" о съезде нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. После этого Рифеншталь проводила съемки Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Любопытно, что в Париже Рифеншталь за фильм "Триумф воли" получила Гран-при. А на фестивале в Венеции - главный приз.

Она пережила 30 судов и за причастность к нацистской пропаганде была приговорена к 4 годам лишения свободы, два года провела в психиатрической клинике. Молва продолжала ее осуждать, причем устами самых знаменитых интеллектуалов, ровесников и младших современников - например, Марлен Дитрих и Ремарка. Но интерес к фигуре Лени был так велик, что ее судьбе даже посвятили пьесу, недавно поставленную и в России, - воображаемый, посмертный диалог Рифеншталь и Дитрих. Теперь, со смертью Рифеншталь, этот диалог стальные прусские дивы могут вести на равных.

Фотограф и кинорежиссер, классик документального кино ХХ века, эпохи, когда документальный жанр неизменно становился орудием в классовой борьбе или политической пропаганды. Пересматривая ее фильмы, понимаешь, как убоги на их фоне нынешние кинодокументальные гимны.

Ее называли певцом нацизма, она же на все нападки отвечала: "Мой фильм - это документ. Я показала все, будучи очевидцем и находясь под воздействием происходящего. Тогда все находились под сильным впечатлением, но я была единственной, кто зафиксировал это на кинопленке. Если бы я знала, что этот фильм принесет мне столько горя, я бы ни за что не стала его снимать".

Можно оценивать ее работу и работу десятков ее операторов с точки зрения профессии, восхищаться монтажом, сопоставлять ее работу с опытами Эйзенштейна. Но, вероятно, она была права, когда однажды сказала: "Если бы мне повезло взять и не снять "Триумф воли", я прожила бы чудесную жизнь".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1642
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1498
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1718
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1429

Другие новости