0
987
Газета События Интернет-версия

06.09.2004 00:00:00

Штурм, который не должен был начаться

Тэги: осетия, заложники, освобождение


осетия, заложники, освобождение Первыми в здание школы ворвались бойцы «Альфы» и местные милиционеры.
Фото Reuters

Управление Генпрокуратуры по Южному федеральному округу продолжает расследование нападения боевиков на школу № 1 в Беслане. Уголовное дело возбуждено по трем статьям – терроризм, убийство и захват заложников. К полудню вчерашнего дня сотрудники объединенной следственной группы (в нее вошли представители ФСБ, МВД и Генпрокуратуры) закончили работу в школе. Они собрали имеющиеся вещественные доказательства преступления, жертвами которого стали по меньшей мере 340 человек (из них опознаны пока 156 погибших). С улиц, прилегающих к зданию расстрелянной школы, вчера сняли оцепление, и жители Беслана со свечками и цветами потянулись внутрь. А сегодня в Северной Осетии должны состояться первые похороны заложников.

Как сообщил корреспонденту «НГ» заслуживающий доверия источник в МВД РФ, сейчас следователи пытаются ответить на несколько основных вопросов: каким образом боевики смогли пронести в школу более пятидесяти килограммов взрывчатки, как получилось, что 30 вооруженных людей свободно перемещались по городу, и, наконец, что послужило поводом для кровавой развязки.

О том, как начался штурм школы, официальные источники предпочитают пока не говорить. «Шли переговоры, в которых участвовали и Аушев, и Рошаль, и другие люди», – уклончиво комментируют они. Тем не менее очевидно, что переговоры провалились. Вот что рассказал корреспонденту «НГ» военный психолог Леонид Китаев-Смык: «Террористы думают острее, чем антитеррористические центры. Наверняка террористы заранее обсудили возможное развитие ситуации, и в планы у них явно входило не поддаться никакому доктору Рошалю».

Весьма примечательно, что в переговорах не участвовали первые лица ФСБ и МВД: по данным «НГ», в разгар событий Николай Патрушев находился в администрации Беслана, а Рашид Нургалиев в Северную Осетию вообще не полетел (руководство МВД в Беслане представлял заместитель министра Михаил Паньков). Впрочем, по мнению многих специалистов-психологов, «присутствие в столь напряженной точке людей с генеральскими погонами нисколько не разрядит ситуацию, а скорее наоборот – подчиненные будут стремиться угодить им во всем, забывая о деле».

Практически все официальные источники сходятся в одном: спецназовцы пошли в атаку после взрыва в спортивном зале. Источник «НГ» в МВД несколько прояснил ситуацию: «Говорить о том, что подрыв был самопроизвольным – дескать, привязанное к баскетбольному кольцу устройство упало и сдетонировало, – неверно. Существуют определенные условия, при соблюдении которых происходит взрыв. Во-первых, это масса взрывчатки: она должна составлять не менее пяти килограммов. Во-вторых, устройство должно было быть обернуто детонирующим шнуром. И в-третьих, на протяжении длительного времени в помещении должна неизменно сохраняться высокая температура и влажность. Из перечисленных условий налицо только последнее». По словам источника, начало штурма «скорее всего оказалось незапланированным. Заложники видели, что сотрудники МЧС (те, которые должны были забрать тела погибших. – «НГ») направились в сторону школы, и решили, что власти договорились с террористами. Некоторые не выдержали многочасового напряжения и, сметая террористов, бросились к выходу. Боевики, почувствовав, что теряют контроль над происходящим, подорвали бомбу и принялись стрелять в спины убегающим». Такая версия развития событий подтверждается некоторыми косвенными фактами: к примеру, у многих раненых осколочные ранения в спину. По той же причине, как говорят медики, опознана едва ли половина погибших заложников: их тела сильно изуродованы осколками.

Судя по всему, именно внезапность и незапланированность операции привели к тому, что спецслужбы даже применили тяжелую бронетехнику. По словам представителя МВД Северной Осетии Валерия Гаманова, «в одном из окон школы засела классическая тройка – снайпер, пулеметчик и гранатометчик. Как их иначе выключить из боя? Причем танк ударил по ним, когда уже основная масса захваченных людей оказалась на улице. Был и второй танк – он стоял с другой стороны школы и не стрелял». Атакующие школу бойцы спецподразделений прикрывались БТР, поливавшими здание из крупнокалиберных пулеметов. Однако штурмующим не удалось избежать жертв: по данным «НГ», в первые минуты боя погибли три бойца «Альфы» и семь сотрудников местного отдела внутренних дел, которые первыми ворвались внутрь.

Остается неясным, смог ли кто-то из террористов вырваться из кольца оцепления и скрыться. «Когда началась стрельба, из здания побежали люди. Остановить их было невозможно: не стрелять же, – рассказал корреспонденту «НГ» Валерий Гаманов. – Тут же к ним навстречу, сметая оцепление, кинулись родственники. В этой суматохе, возможно, кому-то и удалось уйти». На вопрос корреспондента «НГ» о розыске скрывшихся боевиков Гаманов ответил: «Кого искать? Мы пока даже не знаем точно, сколько человек захватили школу и кто они в действительности».

Между тем, как сообщила в эфире радиостанция «Эхо Москвы», находившаяся в числе заложников директор бесланской школы Людмила Цалиева узнала в некоторых террористах рабочих, ремонтировавших летом школьное здание. Это обстоятельство особенно заинтересовало следователей, которые сейчас пытаются установить личности ремонтников. В связи с этим не исключается, что теракт был запланирован несколько месяцев назад и боевикам заранее удалось пронести в спортзал взрывчатку и замаскировать ее там. Если это предположение впоследствии подтвердится, то отвечать по всей строгости придется представителям республиканского МВД. Вчера стало известно, что министр внутренних дел Северной Осетии генерал-лейтенант милиции Казбек Дзаитиев подал в отставку, мотивировав рапорт тем, что «как офицер, не считает возможным оставаться на своем посту». Руководитель информационно-аналитического центра при президенте Северной Осетии Лев Дзугаев сообщил, что «отставка не принята, главе МВД было сказано продолжать работу в занимаемой должности». Тем не менее в правоохранительном ведомстве Северной Осетии корреспонденту «НГ» сообщили, что «Дзаитиев свой кабинет покинул, его функции выполняет начальник криминальной милиции республиканского МВД Эльбрус Гусоев». Реакция МВД РФ на рапорт Казбека Дзаитиева неизвестна: представители этого ведомства от комментариев воздержались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
456
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
468
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
649
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
558

Другие новости