0
1061
Газета События Интернет-версия

01.12.2006 00:00:00

Полоний отправился в полет

Тэги: литвиненко, отравление, полоний


литвиненко, отравление, полоний На этом самолете, который сейчас стоит в «Домодедово», могли привезти полоний для Литвиненко.
Фото Reuters

В рамках расследования дела о смерти Александра Литвиненко власти Великобритании заинтересовались еще одним самолетом – но не британским, как первые три, в которых заподозрили радиоактивное заражение, а российским. Как сообщает Reuters, об этом вчера заявил министр внутренних дел страны Джон Рид. Британские специалисты обследовали на предмет выявления следов радиоактивных веществ «Боинг-737», взятый в лизинг авиакомпанией «Трансаэро» и прилетевший в аэропорт «Хитроу» в четверг утром. Однако, как сообщил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь компании «Трансаэро» Сергей Быхал, эти подозрения себя не оправдали: «Вылет был задержан всего на полтора часа, все пассажиры уже проходят на посадку».

Между тем вчера вечером прояснилась ситуация с проверкой трех самолетов авиакомпании British Airways (BA) на нахождение в них следов радиоактивного вещества полония-210, которым отравился Александр Литвиненко. Напомним, что один самолет «Боинг-767», эксплуатация которого пока приостановлена, находится на стоянке аэропорта «Домодедово», еще два «Боинга» – в лондонском «Хитроу». Как сообщила корреспонденту «НГ» пресс-секретарь российского представительства British Airways Мария Шляхтова, авиакомпания была проинформирована о том, что три из принадлежащих ей Boeing 767 были выявлены правительством Великобритании как имеющие отношение к расследованию обстоятельств смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко еще во вторник. «Правительство связалось с нами, и руководство приняло решение приостановить использование этих самолетов для проведения судебной экспертизы», – заявила пресс-секретарь.

По словам Марии Шляхтовой, предварительные результаты этой экспертизы показали «очень низкое содержание радиоактивного вещества на борту двух из трех самолетов». Она сказала, что генеральный директор BA Вили Уолш сообщил о том, что радиоактивное вещество обнаружили в самолетах, которые находятся в «Хитроу».

Вчера же появились сообщения о том, что в «Боинге», который находится в «Домодедово», радиации не нашли. «Я не могу сказать, соответствует ли это действительности, так как нам это пока неизвестно. Г-н Уолш сказал, что обследование этого самолета будет проведено позже», – сказала корреспонденту «НГ» Шляхтова.

Телеканал Sky News передает, что ВА решила проверить рейсы, так как «на них летали люди, фигурирующие в деле Литвиненко». Кто из этих людей летал на зараженных самолетах рейсами от 25 и 28 октября, не сообщается. Британская The Guardian утверждает, что особо следствие заинтересовал рейс одного из этих «Боингов» от 25 октября. Видимо, Скотленд-Ярд подозревает, что на этом самолете в Лондон из Москвы мог быть доставлен радиоактивный материал. Известно также, что рейсом от 31 октября в Лондон прилетел друг Литвиненко – экс-сотрудник КГБ Андрей Луговой, который 3 ноября на том самом самолете, который сейчас стоит в «Домодедово», вернулся в Москву.

Британских экспертов ждут в Москве

Представитель ВА Мария Шляхтова вчера не смогла сообщить «НГ», приедут ли в «Домодедово» для проверки самолета на наличие следов полония специалисты из Англии (информация об этом проходила в британских СМИ). «У меня нет информации, когда они приедут в Москву. Пока «Боинг» просто стоит в аэропорту и ждет своего часа. Мы выполнили требование властей – прекратили его использование на неопределенный срок, пока авиакомпания не получит официального разрешения правительства Великобритании о том, что выполнять этот рейс безопасно», – сообщила вчера Мария Шляхтова. В пресс-службе аэропорта «Домодедово» «НГ» также сообщили, что самолет находится на стоянке и пока «никаких специальных инструкций и рекомендаций от регулирующих отраслевых структур в отношении данного лайнера в «Домодедово» не поступало».

В посольстве Великобритании в Москве также не смогли сообщить, вылетела ли в российскую столицу группа британских экспертов. «Сейчас мы гораздо больше внимания уделяем несколько другому вопросу, – заявила «НГ» помощник пресс-атташе посольства Анастасия Назарова. – Нам звонят люди, летевшие этим рейсом, которые обеспокоены возможным радиоактивным облучением. Они в основном интересуются дальнейшими действиями и возможными последствиями заражения». По ее словам, в посольстве им предоставляют информацию британского Министерства здравоохранения о том, что полоний опасен только при непосредственном контакте, а доза радиации на бортах была крайне мала. Назарова подчеркнула, что посольство тщательно рассматривает все обращения: «Мы выделили сотрудника в консульской секции, который специально занимается этим вопросом».

Ситуацией с заражением самолетов заинтересовался и главный государственный санитарный врач страны, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который сообщил, что его служба также занимается вопросом обнаружения следов полония на борту британских самолетов. «Мы сейчас изучаем ситуацию. Самое главное – получить объективные данные о состоянии загрязнения самолетов и на основе этого принять решение по отношению к тем людям, которые в обозримом прошлом могли быть на борту этих авиалайнеров», – сказал Онищенко Интерфаксу.

Между тем спецпредставитель президента РФ по вопросам борьбы с терроризмом Анатолий Сафонов не исключает, что российские и британские спецслужбы будут сотрудничать в расследовании заражения самолетов радиоактивными веществами. «Я думаю, этот вопрос лежит на поверхности. Была выражена политическая воля руководством России с тем, чтобы вести сотрудничество в полном объеме по всем аспектам этого дела. Скрупулезной работы хватит всем», – заявил журналистам спецпредставитель президента.

Что найдут на границе

Последние события, связанные с обнаружением радиации на борту нескольких пассажирских самолетов британской авиакомпании, заставили руководство Минтранса усилить меры радиационной безопасности в международных аэропортах РФ. Как сообщила вчера пресс-служба министерства, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в четверг разослала директиву в региональные управления и российские международные аэропорты о необходимости усиления радиационного контроля.

«В связи с обнаружением следов радиоактивных изотопов на борту трех самолетов компании British Airways, один из которых в настоящее время находится в аэропорту «Домодедово», в международных аэропортах РФ усилен контроль за радиационной безопасностью», – говорится в сообщении ведомства. Отмечается, что контроль будет усилен в отношении воздушных судов иностранных авиакомпаний в части соблюдения безопасности перевоза жидкостей, гелей, а также надзора за радиационной безопасностью в кабинах экипажей и салонах самолетов.

Анатолий Сафонов во время общения с журналистами также высказался за необходимость расположения на границах специального оборудования, которое фиксировало бы попытки перемещения радиоактивных веществ. «В России работает такое оборудование», – подчеркнул он. «Стоял не только вопрос о необходимости, но и велась работа по выработке унифицированного оборудования, которое соответствовало бы региональным и международным стандартам», – добавил спецпредставитель главы государства.

Между тем, как сообщили «НГ» в Минтрансе РФ, системы контроля за перемещением радиоактивных материалов есть не во всех российских аэропортах. «Московские аэропорты, в частности «Домодедово», собирались закупать такое оборудование, – пояснил начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. – Средства на обеспечение мер безопасности аэропортам перечислялись, а они уже закупали необходимое оборудование. Многие аэропорты закупали дополнительное оборудование за свой счет». Он также отметил, что аэропорты являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, поэтому заставить их что-либо купить Минтранс не может.

В Федеральной таможенной службе «НГ» подтвердили, что с середины 90-х гг. задачи по организации таможенного контроля за перемещением радиационных материалов были возложены на таможенные органы. «С 1995 года этим занимается служба таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами», – сообщила представитель пресс-службы ФТС Наталья Семикина. По ее словам, «существует много специального оборудования, позволяющего выявить радиационные материалы. В аэропортах для этого широко применяется установка «Янтарь-1» (см. справку. – «НГ»)».

Личный досмотр требует оснований

Порядок таможенного контроля делящихся и радиационных материалов (ДРМ) включает в себя три этапа, сообщили «НГ» в пресс-службе Федеральной таможенной службы. Первый обеспечивается стационарными системами обнаружения ДРМ «Янтарь», установленными на линии таможенного контроля, рядом с досмотровой рентгеновской техникой. Эта аппаратура работает в непрерывном автоматическом режиме и согласована с остальными элементами общей системы таможенного контроля. Такая схема обеспечивает тотальный контроль всех объектов, пересекающих таможенную границу, и позволяет оперативно выделить из общих пассажиро- и грузопотоков источник излучения. В случае срабатывания системы «Янтарь» автоматически включаются видеокамеры – и сотрудник таможни приступает ко второму этапу радиационного контроля с применением переносных приборов для поиска источника излучения в багаже пассажира, измерения уровня излучения и первичной идентификации обнаруженного радиоактивного источника. Дополнительный радиационный контроль проводится в специально оборудованных кабинах. Далее объект радиоактивного излучения обследуется экспертными организациями. Основным критерием признания материала радиоактивным является превышение предельного уровня излучения, который составляет 74 Бк/г.

Наряду с реальными источниками излучения в виде предметов, валюты и т.д. фиксируется большое количество пассажиров, прошедших курс лечения радиофармпрепаратами, сказали в пресс-службе ФТС. Дополнительный радиационный контроль для такой категории пассажиров проводится по отдельной методике, которая включает в себя контроль наличия подтверждающих лечение медицинских документов и проведение измерений как по всей поверхности тела, так и в области больного органа. Никаких санкций к таким пассажирам не применяется, процедура контроля проводится в спецкабинах. Личный досмотр пассажира может быть применен в крайних случаях при наличии достаточных оснований.

Отель «Шератон Парк Лейн» в центре Лондона. Здесь тоже ищут радиацию.
Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
540
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2091
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2513
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2099

Другие новости