Только самая современная экспертиза может отличить подлинный шедевр от поддельного.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Уголовное дело против Татьяны и Игоря Преображенских возбуждено в сентябре 2005 года по заявлению соучредителя сети автосалонов «Элекс-полюс» Валерия Узжина. Он утверждал, что в 2004 году приобрел в галерее Преображенских «Русская коллекция» пять поддельных картин русского передвижника Александра Киселева. Факт подделки был подтвержден заключением независимой экспертной фирмы «Арт-Консалтинг». Супругов Преображенских обвиняют по трем статьям УК РФ: ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере), ст. 199 (уклонение от уплаты налогов) и ст. 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность).
Из обвинительного заключения следует, что знакомый Преображенских – Дмитрий Кутейников – приобрел на аукционе в Дании несколько картин художников Януса Ла Кура и Андерсена-Лунблю, близких по манере исполнения к Киселеву, и ввез их в Москву. Валерий Узжин, по его словам, приобрел в галерее Преображенских пять картин русских художников общей стоимостью более 500 тыс. долл., но позже эксперты из лаборатории «Арт-Консалтинг» дали заключение, что картины переделаны, а на самом деле их авторы – Янус Ла Кур и Андерсен-Лунблю. Узжин, а вместе с ним следствие полагают, что супруги Преображенские, «желая склонить потерпевшего к приобретению картин, гарантировали ему их подлинность, ссылаясь на свою компетентность». Заключения экспертов мастерской имени Грабаря, говорящие о подлинности полотен, по данным следствия, также оказались поддельными.
Проданные работы, по словам экспертов «НГ», были фальсифицированы особым способом – так называемой перелицовкой. Это означает, что на одном из аукционов Швеции, Дании или Германии покупалась работа малоизвестного западного художника XIX века. Затем с полотна удалялись чуждые русской живописи мотивы, а подпись заменялась известной фамилией – Маковский, Саврасов, Боголюбов, Лагорио. Стоимость получившегося в результате полотна возрастала в десятки, а то и сотни раз, учитывая сегодняшние завышенные цены на русское искусство. В настоящее время такой способ подделки считается самым распространенным и трудноопределяемым: без специального оборудования заметить изменения практически невозможно. К таким работам может прилагаться и фальшивая экспертиза.
Позже следствие провело дополнительную экспертизу работ с привлечением специалистов Третьяковской галереи и НИИ реставрации. В итоге подделками были признаны три из пяти картин, которые выдавали за Киселева и Орловского, а также медная скульптура (ее выдавали за произведение Евгения Лансере).
Обвиняемые свою вину не признают. Татьяна Преображенская – кандидат искусствоведения, член Международной конфедерации антикваров и член Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга – уверяет, что не общалась с Кутейниковым и видела его один раз. Картины, купленные Узжиным, через ее салон не продавались, о чем, по словам обвиняемой, свидетельствует бухгалтерия «Русской коллекции».
Татьяна Преображенская, в свою очередь, обвиняла Узжина в том, что тот присвоил принадлежащие ей 2,3 млн. долл., обманув при покупке элитной недвижимости во 2-м Обыденском переулке. По версии обвиняемых, уголовное преследование началось после того, как они обвинили Узжина и двух его знакомых в мошенничестве.