0
1679
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

01.02.2006 00:00:00

В ожидании Огненной Собаки

Тэги: сагаалган, огненная собака, новый год, санжейлама


– Уважаемый Санжей-лама, какое значение для буддистов имеет праздник Сагаалган? Как он отмечается буддийским духовенством и мирянами сегодня?

– Название праздника «Сагаалган» в переводе с бурятского означает «Праздник белого месяца», это канун Нового года по лунному календарю. Дата праздника каждый год определяется астрологами, причем в России у Традиционной Сангхи есть два института, специалисты которых занимаются соответствующими вычислениями. В этом году канун Нового года приходится на 30 января.

Праздничные молебны у буддистов будут совершаться в течение 20 дней. Они начнутся за 5 дней до Сагаалгана, а после наступления Нового года будут совершаться ритуалы, посвященные 15 чудесам, которые Будда сотворил в городе Шравасти в первые дни Нового года – по одному чуду в день.

Сагаалган – один из наиболее популярных праздников среди традиционных буддистов в России, он объединяет в себе старые и новые традиции. Традиционные богослужения сочетаются с посещением друзей и родственников и дарением подарков. Буддийское духовенство собирается в дацанах для совершения больших новогодних хуралов (молебнов). Первый и один из наиболее важных хуралов совершается в этом году 26 января – это обряд благословения и освящения подношений.

Праздничные богослужения в дацанах – обязанность духовенства, но молебны посещают и миряне. Они приходят, чтобы набраться сил на год, просят для себя чистых помыслов и благополучия. Встречая Сагаалган вместе с духовенством, миряне получают благословение от лам.

– Отмечается ли Сагаалган в Москве? Где собираются представители Традиционной Сангхи, проживающие в столице?

– Как известно, в настоящее время в Москве у представителей Традиционной Сангхи нет собственного храма. Буддисты, проживающие в столице, в эти праздничные дни приходят к нам, в здание представительства Центрального Духовного управления буддистов России на Остоженке. У нас небольшие помещения, и мы, конечно, совершаем обряды, но они не столь грандиозны, как в бурятских, калмыцких или тувинских дацанах.

Традиционная Сангха в Москве представлена выходцами из регионов, где большинство населения исповедует буддизм. Это Калмыкия, Бурятия, Тува, Агинский автономный округ Читинской области, Усть-Ордынский автономный округ Иркутской области. Именно они посещают наше представительство. Принадлежность к Традиционной Сангхе во многом определяется этническим фактором. В то же время в Москве есть и представители нетрадиционных буддийских течений. Следует сказать о том, что у нас с ними установлены дружеские отношения, однако рабочие контакты и взаимодействие на данном этапе отсутствуют.

– Грядущий год – год Огненной Собаки. Что ожидают российские буддисты от этого года и чем запомнился год Зеленого Петуха?

– Огненная Собака символизирует тепло и уют. Должен сказать, что это очень актуально. Примечательно, что именно на стыке Старого и Нового года по лунному календарю на Россию, и в частности на Москву, обрушились холода. Окончание года Петуха ознаменовалось морозом! Это указание на то, что в наступающем году Собаки следует заботиться о тепле. Более того, огонь следует хранить внутри, это позволит избежать излишних эмоциональных всплесков, эмоционального «пожара».

Впрочем, и год Зеленого Петуха был для Традиционной Сангхи России в целом благоприятным, каких-то негативных процессов в ее жизни не наблюдалось. В уходящем году мы отметили 10-летие избрания Дамбы Аюшеева Пандидо Хамбо-ламой, главой Традиционной Сангхи в России. В Калмыкии был открыт самый большой в Европе буддийский центр.

В Иволгинском дацане продолжается поклонение нетленному телу Хамбо-ламы Даша Доржи Итигэлова. Следует отметить и развитие международных связей Сангхи, визиты в Россию делегаций из стран традиционного буддизма, в частности из Монголии. Пандидо Хамбо-лама вошел в состав Общественной палаты, Традиционная Сангха участвует в работе Межрелигиозного совета России.

Безусловно, российские буддисты вынуждены реагировать на события в российской межрелигиозной среде, на последние скандальные процессы в Межрелигиозном совете России. Однако реагировать – не значит вмешиваться. Мы, буддийские религиозные деятели, с большой неохотой говорим, например, о конфликте вокруг книги Романа Силантьева. Мы можем лишь выразить сожаление по поводу такого рода процессов. На мой взгляд, религиозные организации как раз и существуют для того, чтобы сглаживать такие противоречия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
904
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1609
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1865
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
3161

Другие новости