0
11820
Газета Факты и комментарии Печатная версия

03.10.2023 14:55:00

Разгром германских «родоверов»

Неонацисты вели пропаганду на почве традиционных ценностей

Тэги: неонацизм, германия, традиционные ценности, вера, общество, язычество, родоверы, россия, мифология, этнос, обряд, практика, символизм


неонацизм, германия, традиционные ценности, вера, общество, язычество, родоверы, россия, мифология, этнос, обряд, практика, символизм Границы замкнутой «экосистемы» неонацистских поселений нарушили рейды немецкой полиции. Фото Dpa/ТАСС

В Германии запрещена организация Artgemeinschaft (AG). Сами себя они считают языческой общиной, которая возрождает семейные ценности дохристианской эпохи, а власти обвиняют их в пропаганде неонацизма и расизма. Название организации переводится как «видовое сообщество», где слово «вид» служит эвфемизмом понятия «раса» в его псевдонаучном смысле.

Artgemeinschaft появилась в 1951 году, но проявляла себя не как политическая федеральная партия или движение, а совокупность групп, которые выстраивают малые семейные общины единомышленников.

«Борьба – это часть жизни», – приводит немецкая пресса выдержки из «символа веры» организации. «Борьба естественно необходима для всякого становления, существования и исчезновения», – говорится в материалах группировки. И далее: «Каждый из нас и весь наш вид находятся в этой борьбе». Словечко «борьба», поставленное в центр мировоззрения группы, наводит на мысли об известном сочинении родоначальника немецкого нацизма и говорит в пользу обвинения в распространении ультраправой идеологии.

Предполагаемая практика группы строилась вокруг создания особых семейных поселений, где культивировались понятия «рода» и «чистоты вида». Поэтому агитация шла в основном в узком кругу и была рассчитана на семьи и особенно на подрастающее поколение. С Artgemeinschaft связана ассоциация Familienwerk, она тоже теперь запрещена. Большое внимание этот «клуб по интересам» уделял многодетным семьям.

У Artgemeinschaft свой зарегистрированный логотип – священное дерево Ирминсуль из мифологии северных германцев. Символом группы также служит орел, схвативший рыбу, что говорит об антихристианском настрое «родоверов». Они не используют христианское летоисчисление, и сейчас для них идет 3823 год «по Стоунхенджу».

Стремление создавать особые поселения наводит на аналогии с эзотерическим российским движением за «родовые поселения». «НГ-религии» в номере от 18.04.23 писали о том, что немецкие и австрийские спецслужбы заинтересовались адептами этого учения, которое распространилось в последнее время в немецкоязычных странах. Их тоже подозревают в расизме и антисемитизме. Пропаганда движения находит отклик у местных жителей в основном из-за радикальной критики нелегальной иммиграции.

«Что касается «родовых поселений, – говорит «НГ-религиям» руководитель лаборатории религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград) Роман Шиженский, – то, как показывает «языческая практика» последних лет, религиозный нативизм в России и Европе делает ставку на закрытые или полузакрытые сообщества, формирующиеся по принципу «близкого круга»: объединений родственников и ближайших друзей-прозелитов. Соответственно доминируют частные религиозные практики, сакральное пространство приобретает ярко выраженные характеристики частной территории – микромира для своих. Отсюда отказ от массовых религиозных церемоний, праздников, рассчитанных на неофитов и представителей профанного сообщества. Акцент делается на семью и молодежь. Данная выборка характерна для русской, германо-скандинавской современной языческой традиции, базирующихся на почвенничестве, расологии, культе предков».

«В последнее время акцент с родовых экопоселений смещается в сторону этнических поселений представителей современного языческого мировоззрения, – добавляет эксперт. – Это закономерный процесс. Пример Artgemeinschaft вскрывает проблему этноса/нации: «плач» по великой Германии, отказ европейского мира от традиционных патриархальных ценностей, четкого определения пола, размытость понятий «семья», «родина», религиозной идентичности и т.д. При отсутствии четких красок, разделяющих общество на своих, то есть викингов, приветствующих Одина, бога-Мужчину, а также женщин-валькирий, – и господствующих новых «оно-богов» в виде популярной размытой радуги с неопределившимися традиционными религиями, последователи Artgemeinschaft сделали свой «правый выбор».

«Относительно движения «родовых поселений» можно сказать о неожиданной адаптации и популярности идей русского псевдоязыческого (а скорее всего просто художественного) автора Владимира Мегре и его движения «Звенящие кедры», – делится с «НГ-религиями» своим мнением эксперт по германо-скандинавскому язычеству Евгений Нечкасов. – Количество его последователей в Германии было велико уже к середине 2010-х годов. Новости о том, что местные власти рассматривают их как экстремистское движение, появились в СМИ буквально пару лет назад. И здесь мы сталкиваемся с другим полюсом, а именно с тотальной цензурой со стороны немецких властей, для которых и последователи идей рейха, и вполне травоядные любители выдуманных историй и дачных поселений – одинаково опасны».

На просьбу описать воззрения запрещенного движения и их тождественность древнему язычеству Нечкасов пояснил, что «практически всегда в основе идей организаций, которые наследуют идеологемы Третьего рейха, – синкретическая смесь из обыкновенного европейского эзотеризма, теософии, идей фёлькише конца XIX –начала XX века (которые, в свою очередь, являются сплавом гностицизма, германских фольклора и мифологии, национализма), и отдельных авторских интерпретаций – как в случае с «придворным Мерлином» нацистских вождей Карлом Марией Виллигутом, который имел психиатрический диагноз». «После войны ряд фёлькише – и околоязыческих организаций наследовали уже идеям так называемого эзотерического гитлеризма и той оккультно-эзотерической смеси, которую поддерживал и спонсировал Генрих Гиммлер и которая стала одним из прекурсоров послевоенного широкого движения New-Age. Германо-скандинавская мифология, специфически интерпретированный фольклор и фигуры божеств служат лишь одной из составных и эстетических частей в таком случае. На первый же план выдвигаются сугубо политические мотивы. В рамках Artgemeinschaft даже вера в германских божеств была не обязательным условием. Выдвигалась на первый план скорее сугубо современная идея «законов природы» и «борьбы видов», уходящая корнями в биологизм и дарвинизм. AG также активно использовали в своей символике так называемое изображение Ирминсуля, деревянного столба Ирмина, одного из символов германского языческого мира, срубленного Карлом Великим в 772 году в Вестфалии.

>> СТР. 10

ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 9

Загвоздка в том, что не существует аутентичного изображения этого культового столба древних саксов, а изображение с символики AG взято с наскального барельефа в Экстернштайне, важном месте в нацистском синкретическом культе. Но и оно – не подлинное. Современные последователи германо-скандинавского язычества согласны с версией, что на барельефе вырезана пальма, склонившаяся в скорби в момент распятия Христа. Поэтому нельзя утверждать о тождестве идей Artgemeinschaft аутентичному древнему германскому язычеству либо современным, более корректным в плане источников и теологии языческим реконструкциям. В их основе лежат предельно разные мотивы, источниковая база и методология», – считает Нечкасов.

«В отличие от русского родноверия, «брата» северной традиции в плане привязки к этносу и историческим территориям, скандинавско-германская новоязыческая религиозность (асатру/одинизм) обладает важнейшим «козырем» – наличием значительной подборки письменных источников, – говорит, в свою очередь, Шиженский. – Как следствие, бравирование «прозрачностью» мифологии, не нуждающейся в дополнительных конструкциях, кодексом нравственных установок и – отчасти – фиксируемыми элементами обрядовой практики. В примере Artgemeinschaft как носителе авторской версии асатру есть и «темная сторона», нашедшая выражение в антисемитизме и построениях абсолютно свежей псевдорелигиозной системы, включающей весь комплекс новоделов от утопий Германа Вирта до расовой теории нациста Альфреда Розенберга».

«В целом из-за проблемного прошлого и надзорного настоящего германское язычество в Германии представлено не столь широко и публично, как в странах той же Скандинавии, – рассказывает Нечкасов. – В конце 2010-х годов там был небольшой филиал международной организации Asatru Folk Assembly (Народное собрание асатру) – крупнейшего, консервативного и легального союза общин с центром в США. И отдельные разрозненные группы». «В религиоведческом плане относительно AG можно согласиться с тем, что это – псевдоязыческая организация. Разговоры о необходимости введения в религиоведческий дискурс разделения на «псевдоязыческие движения» и «движения, стремящиеся к аутентичности» идут уже около десяти лет, так как два «фланга» зачастую и сами стремятся дистанцироваться друг от друга», – резюмировал эксперт. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
3078
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
1355
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
3464
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
2054

Другие новости