В минувший понедельник Государственный институт искусствознания, что в Козицком переулке, созывал гостей. Здесь проходила презентация нового институтского сборника "Модерн и европейская художественная интеграция".
Как водится в академической среде, в основе сборника - материалы одноименной международной конференции, проведенной в октябре прошлого года стараниями того же Института искусствознания. Что нетипично для академического издания - это быстрая, почти моментальная подготовка текстов к печати (на все редакторские, издательские и типографские хлопоты ушло чуть больше полугода). Секрет успеха довольно незамысловат: и конференция, и подготовка издания проходила при финансовой поддержке Польского культурного центра в Москве. По этой же причине честь открыть презентацию книги была предоставлена Мареку Зелиньскому, директору Польского культурного центра и советнику посольства Республики Польша.
Участие в сугубо научном мероприятии официального лица нужно истолковывать буквально: как признак здоровой политической подоплеки состоявшихся чтений. На их политической актуальности заостряли внимание все выступавшие - и Марек Зелиньский, и ответственный редактор сборника профессор Игорь Светлов, и рядовые авторы статей. Собственно говоря, на идеологический контекст указывает и само название сборника: эпоха модерна представлена здесь как первый опыт общеевропейской интеграции. От нынешних консолидирующих потуг Единой Европы эпоха модерна отличалась разве что спонтанностью процесса. Еще одно важное различие подчеркнул Игорь Светлов: ныне в интеграции преобладает экономический фактор, тогда же в основе объединения лежала общность художественных поисков и культурных устремлений. Пример тому необычайная популярность картины "Остров мертвых" швейцарского художника Арнольда Беклина, которую, по словам Светлова, можно считать духовной квинтэссенцией Европы рубежа XIX-XX вв.
Судя по тому, что говорили другие выступавшие, опыт общеевропейского культурного сотрудничества остался для них не только историческим фактом. Поскольку в чтениях принимали участие представители разных стран и разных научных институтов - приехали коллеги из Франции, Польши, Австрии, Англии, Санкт-Петербурга, - то между темой конференции и формой ее проведения обнаружился радующий душу изоморфизм. Что, видимо, и требовалось доказать.