0
2762
Газета Факты, события Интернет-версия

17.05.2012 00:00:00

Дьявольские трели

Тэги: евсеев, музыка, литература


евсеев, музыка, литература Борис Евсеев читает, а кажется, будто поет.
Фото автора

В литературном салоне «Классики XXI века» прошел творческий вечер писателя Бориса Евсеева, приуроченный к выходу его книги «Красный рок». Евсеев сразу оговорил, что на вечере не будет критиков, и предложил вниманию гостей своеобразную лекцию о тайнах музыки и звуков, сопроводив ее чтением фрагментов из книги и прослушиванием музыкальных произведений, иллюстрирующих те или иные положения.

Музыка буквально переполняет книгу. И одна из заветных мыслей Евсеева – о взаимопроникновении музыки и литературы. Музыкант по образованию, автор рассказал, как его учили предслышать ноту. Это очень важно для скрипача, который, не обладая подобным навыком, просто ничего не сыграет. Но умение предслышать то, что пишешь, важно и для литератора, заключил Евсеев.

Первым прозвучал фрагмент из сонаты Джузеппе Тартини «Дьявольская трель». Уроженец Адриатики Тартини, или Тартич, как его называли на родине, является одним из главных героев повести «Черногор». Согласно легенде, свое знаменитое произведение он услышал во сне в исполнении Дьявола. Борис Евсеев говорил о том, что соотношение дьявольского и божественного зачастую меняется местами и не подверстываем ли мы под понятия Бога и Дьявола совсем иное. Повесть написана в двух временных пластах – историческом и современном. Герой второй сюжетной линии – бывший летчик, получивший акустическую травму во время боевых действий в Югославии. Благодаря этому у него открылась способность слышать инфразвук. И не случайно, что именно он рассказывает автору историю написания «Дьявольской трели».

Далее Евсеев рассуждал на тему музыки и власти: «Все мы находимся под чьей-то властью, которая снимается в высокие моменты искусства». Человек же, отягощенный властью, по мнению Евсеева, исторгает из себя темную музыку. Автор признался, что не может слушать произведения Цезаря Кюи, Сергея Танеева, Георга Малера, и объяснил это борьбой неких универсальных законов бытия.

Собравшимся был предложен фрагмент «Крейцеровой сонаты» Бетховена, написанной, когда композитор уже плохо слышал. Евсеев охарактеризовал ее как самую слабую среди всех бетховенских сонат, поскольку она вся сконструирована, и привел это произведение в качестве примера музыки принуждения, образцов которой нет у Моцарта и Чайковского.

Большое внимание в выступлении Бориса Евсеева было уделено рок-музыке. «Когда меня спрашивают, как я могу о ней писать, я отвечаю: там много интересного». Причиной появления рок-музыки автор назвал отсутствие настоящего пути у классики в ХХ веке. Рок-музыкой наполнена повесть «Красный рок», давшая название всей книге. В качестве иллюстрации к музыке, хорошей и деструктивной одновременно, был прослушан фрагмент песни группы ДДТ «Террорист». По мнению Евсеева, в песне присутствует открытая эмоция. Заслушиваться же музыкальной композицией заставляет как раз эмоция закрытая, опосредованная, которая также присутствует здесь, но лишь в инструментальной части.

«За музыкой всегда стоит логос, – подчеркнул Евсеев в заключении своего выступления. – Музыка обновляет логос, и это спасает людей». А затем напомнил присутствующим слова пифагорейца Дамона: «Хочешь сменить власть – смени музыку».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин поставил энергетику в зависимость от цифровой инфраструктуры

Путин поставил энергетику в зависимость от цифровой инфраструктуры

Михаил Сергеев

Правительство обещает субсидии импортерам бензина

0
1996
К Ленину и Сталину прибавили Дзержинского

К Ленину и Сталину прибавили Дзержинского

Дарья Гармоненко

Руководство КПРФ одобряет усилия по топонимической реабилитации главного чекиста

0
2609
Украинским беженцам обещают бесплатную юрпомощь

Украинским беженцам обещают бесплатную юрпомощь

Екатерина Трифонова

Депутаты-единороссы подготовили пока лишь законопроект-декларацию

0
1848
Россия приглашает к себе приезжих пяти категорий

Россия приглашает к себе приезжих пяти категорий

Иван Родин

Государственная миграционная политика до 2030 года будет более концептуальной

0
2739

Другие новости