0
1904
Газета Факты, события Интернет-версия

27.10.2016 00:01:00

С забвением споря

Тэги: булгаковский дом, память, поэзия, публицистика, тула, мемориал, комитет солдатских матерей, новый мир


булгаковский дом, память, поэзия, публицистика, тула, «мемориал», комитет солдатских матерей, «новый мир» Павел Крючков читает стихи Ольги Подъёмщиковой, изданные в «Новом мире». Фото Андрея Коровина

В Музее-театре «Булгаковский дом» прошел вечер памяти поэтессы, прозаика, журналиста Ольги Подъёмщиковой (1961–2000) «Я хотела бы жить…» к 55-летию со дня ее рождения. И как показалось, ведущему, поэту, культуртрегеру Андрею Коровину и другим участникам удалось собрать душевное теплое в облако воспоминаний, которого более чем достойна эта неординарная личность.

Ольга Подъёмщикова родилась в Туле в дворянской семье. Ее дед со стороны матери был учеником Льва Толстого. Окончила филологический факультет Тульского государственного пединститута. В начале 80-х годов поехала в Сибирь за сосланным туда мужем поэтом Сергеем Белозёровым (1948–2002), за что друзья назвали ее «последней декабристкой».

На вечере Коровин, который был мужем и коллегой Ольги, оживил историю рода поэтессы, ее семейного быта, вспомнив, что дом ее был полон старинных артефактов, хранивших память о XIX веке и его легендах. Андрей поведал про первого мужа Ольги – Сергея Белозёрова. Его поэзия не встраивалась в социалистическую эстетику, и ему пришлось быть литературным негром у одного из псевдопрозаиков. Коровин показал фото поэтессы, прочитал стихи Белозёрова и Подъёмщиковой, рассказал, как тяжело приходилось Ольге в ссылке. И без того тяжелая жизнь усугубилась несчастьем – родившаяся у Ольги и Сергея дочка оказалась неизлечимо больной.

Ольга Подъёмщикова была отважной журналисткой, не боялась опасных тем. Как отметил Коровин, жители Тулы обращались к ней, когда все возможности были исчерпаны. Она, к примеру, добивалась восстановления и музеефикации одного из старинных разрушающихся кладбищ Тулы – Всехсвятского некрополя. Свое мнение о стихах Подъёмщиковой высказал заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков. Он прочитал стихи Ольги из подготовленной им подборки: «Огни кораблей и бессонница, запахи моря./ Хромая, спустился закат по спине Аю-Дага/ туда, где скитаются души, с забвением споря,/ где сказано всё, что не знают перо и бумага./ Огни кораблей – вы глаза моей давней печали./ Души властелины – кому вы мигаете странно?/ Вдыхаю, как пёс, этот воздух ночной на причале,/ скитаюсь без дома, без пристани и – беспрестанно».

Ольга работала в доме престарелых, стояла у истоков тульского отделения общества «Мемориал», тульского Комитета солдатских матерей, помогала создавать музеи «Куликово Поле», «Тульские древности», «Тульский некрополь», участвовала в подготовке канонизации новых святых угодников и мучеников. В 1990-е годы ее тяжело надломили смерти близких людей – дочери Ани, матери и духовного наставника, доктора богословия отца Ростислава Лозинского. Безвременная смерть самой Ольги, погибшей во время пожара с коллегами-журналистами (причина так и не была установлена) очень похожа на заказное убийство.

Поэтика Ольги Подъёмщиковой составляет контраст ее общественной деятельности – в стихах не звучит политическая риторика. Женственно-романтичная, искренняя и, вот парадокс, беззащитная и бесприютная, она беседует с Богом и любимыми. Ее стихи тонко прочувствовала и озвучила на вечере актриса театра «Сфера» Екатерина Ишимцева. Тепло высказались о ней знавшие ее журналист  Дмитрий Ждакаев и доктор исторических наук Игорь Юркин. Поэт и критик Борис Кутенков представил антологию литературных чтений памяти поэтов, ушедших молодыми, – «Уйти. Остаться. Жить», в которую вошли стихи Ольги и эссе Андрея Коровина «Последняя декабристка». Особую ноту придал вечеру голос самой Ольги: прозвучавшие записи ее песен на стихи Игоря Меламеда, Сергея Белозёрова и свои собственные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевая ставка в России вдвое выше официальной инфляции

Ключевая ставка в России вдвое выше официальной инфляции

Анастасия Башкатова

Перегрев перегрели, охлаждение переохладили, теперь властям предстоит затормозить торможение

0
569
Коммунисты не забыли август 1991 года

Коммунисты не забыли август 1991 года

Дарья Гармоненко

Левые считают, что либеральная угроза никуда не исчезла

0
499
Заключенным разрешили писать "отказные" от помощи чиновников

Заключенным разрешили писать "отказные" от помощи чиновников

Екатерина Трифонова

Реализации закона о пробации не хватает единообразия и контроля на местах

0
432
Запрет интернет-звонков совпал с интересами крупного бизнеса и чиновников

Запрет интернет-звонков совпал с интересами крупного бизнеса и чиновников

Михаил Сергеев

Цифровые сервисы в конце лета переживают массовую деградацию

0
716

Другие новости