0
928
Газета Факты, события Печатная версия

07.12.2022 20:30:00

Язык, отягощенный угрозой

Антигона, хтоническое начало и проблемы видения

Тэги: поэзия, театр, античность, пушкин, серебряный век, антигона, эксперимент


поэзия, театр, античность, пушкин, серебряный век, антигона, эксперимент Выступление Валентины Фехнер подобно перформансу. Фото Татьяны Антоновой

В рамках арт-проекта «Бегемот Внутри» прошла встреча с поэтессой Валентиной Фехнер. Мероприятие проходило в стенах малаховской библиотеки, где успели побывать многие люди, так или иначе пытающиеся осмыслить роль слова в нашей жизни и придать ему особое значение. Однако, кажется, выступление Валентины звучало по-особому, придавая самому окружающему пространству новый вес и новую глубину. Ведь именно проблемы зрения, видения, вопрошания об «известном» и/или отвращающем взгляд и пугающем, проблемы переустройства собственного восприятия путем тщательного вглядывания в темноту, в небытие событий и вещей – все это находится в центре поэтических поисков поэтессы.

Валентина Фехнер родилась в 1989 году в Донецке, живет в Москве. Училась в Литературном институте им. А.М. Горького, стихи публиковались в журналах «Гвидеон», «Волга», «Формаслов», «Кварта», «Метажурнал» и др. В 2021 году вышла ее первая книга стихов – «Око».

Поэтесса читала в первую очередь стихи, написанные в течение последнего года, а также, под конец, и более ранние, несколько раз указав на существенные изменения в поэтике, на «перелом в эволюционном смысле». Центральное место вечера (построенного гостьей как путь от начала года до ноября, с существенными этапами весной, летом и осенью) заняли написанная летом этого года поэма «Тетраптих» и начатая летом же трагедия «Антигона», создающаяся для труппы «Неигрового театра» (художественный руководитель Жирайр Газарян), из которой было прочитано несколько отрывков. Завершились чтения более ранним циклом «Сыновьям», вошедшим в книгу.

После чтений началось обсуждение и вопросы. Николай Милешкин, организатор, спросил про становление поэтики и влияния. По словам поэтессы, свой первый «нестыдный» текст она написала, еще будучи участницей театральной труппы, и именно занятие экспериментально-перформативным театром дало изначальный толчок для серьезного поэтического формирования (или по крайней мере второе достаточно органично выросло из первого) и впоследствии повлияло на поэтический метод Валентины, который она назвала «лабораторным» (то есть основанным на эксперименте). Что касается чисто литературных влияний, то среди классиков были названы поэты Серебряного века, а также Пушкин, среди более современных – Андрей Тавров, Геннадий Айги, Елена Мнацаканова, Олег Юрьев, Леонид Аронзон, Елена Шварц и др. В самых последних текстах, по словам поэтессы, можно увидеть влияние современной американской поэзии (в первую очередь Роберта Данкена).

Несмотря на присущую поэзии Валентины суггестивность и герметичность, большинством слушателей ее стихи были восприняты адекватно, хотя и не без некоторой критики по поводу «искусственности обращения с языком», «чрезмерного экспериментаторства», «лабораторности» (в смысле той же «искусственности»), преобладания темы смерти.

Валентина, в свою очередь, обозначила свое понимание языка как «того, что пересоздается в процессе творческого акта», а значимость для нее темы смерти (что всегда представала для нее скорее внутри сферы духовного) объяснила необходимостью (личной) постоянного осмысления и переосмысления этого основополагающего начала.

Один из слушателей, наиболее высоко оценивший поэзию Валентины, назвал ее язык «отягощенным нашей современностью и той угрозой, которая стоит перед всеми». Отдельное внимание привлекло обилие античных образов в поэзии, которое Валентина объяснила, представив античность в качестве «корня» собственной поэтики, с присущими ей «хтоническим» началом и «катастрофичностью».

Закончился вечер небольшим спором по поводу «искусственности» или «естественности» использования античных образов в стихах поэтессы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Театре имени Моссовета провели конкурс пьес о Москве

В Театре имени Моссовета провели конкурс пьес о Москве

Елизавета Авдошина

Старомодная история

0
785
Мариинский "Китеж" как образец оперной цикличности

Мариинский "Китеж" как образец оперной цикличности

Александр Матусевич

Валерий Гергиев и его Мариинский театр вернули в репертуар постановку тридцатилетней давности самой загадочной оперы Римского-Корсакова

0
2485
Не только про лапти и скрепы

Не только про лапти и скрепы

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

В подмосковном Королеве прошла Литературная мастерская Сергея Лукьяненко

1
3263
Рожденные легендами

Рожденные легендами

Алекс Громов

Как дагестанский фольклор переплелся с сюжетами поэмы «Шахнаме»

0
1140

Другие новости