0
1399
Газета Фантастика Интернет-версия

03.10.2002 00:00:00

Бог из машины

Тэги: володихин, мазова, золотое солнце


Дмитрий Володихин, Наталия Мазова. Золотое солнце. - М.: АСТ, 2002, 382 с.

Кровавые схватки, отчаянные погони, древняя магия и возвышенный секс - что еще нужно человеку, чтобы, зачитавшись, проскочить свою остановку?

Он - бывший предводитель морских разбойников, изгнанный из своего пиратского племени за чрезмерное благородство. Она - принцесса крови, поплатившаяся за излишнее любопытство по части жреческих таинств. Мир, в котором они живут, отдаленно напоминает наше древнее Средиземноморье; впрочем, возникающий на страницах романа аналог Римской империи эпохи упадка не так уж сильно отличается от прототипа.

Чередующиеся внутренние монологи героя и героини, из которых, собственно, и состоит текст, придают повествованию дополнительную динамику и определенную стереоскопичность. За героя, полагаю, говорит Володихин, за героиню - Мазова. Смачная речь Настоящего Мужчины звучит почти органично, разве что с некоторым пережимом, с эдаким "спецназовским" выпендрежем. Героине повезло меньше. Наталия Мазова слишком увлечена покроями и фасонами, а высказывания типа "эффектность, как известно, злейший враг эффективности" явно не из той оперы.

У авторов на руках были все козыри, чтобы разыграть старую добрую схему приключенческого романа - хотя бы в духе прелестной ефремовской "Ойкумены". Но не зря же Володихин придумал термин "Сакральная фантастика" - традиционный квест оборачивается героической попыткой христианизировать иные миры. Герой и героиня претерпевают свои злоключения, будучи адептами и провозвестниками Новой Веры в Единого, дарующего избранным свои милости не как языческие божества - в обмен на обеты и жертвоприношения, но исключительно по чистосердечной просьбе уверовавшего. Сперва Новая Вера приходит как некое смутное ощущение "причастности"; методом проб и ошибок они уверяются в ее действенности, а ступив на землю псевдоримской империи, узнают от посвященных об Отце, пославшем человечеству Сына, проповедовавшего, исцелявшего, расстрелянного имперскими лучниками, но воскресшего и вознесшегося. В заключение романа один из апостолов Новой Веры признает героя своим государем и соединяет его с героиней узами священного брака.

Автор этих заметок - бестрепетный атеист, и Новый Завет для него прежде всего литература. Сакральная, если хотите, фантастика. Поэтому, не вдаваясь в теологические тонкости, замечу, во-первых, что логика, по которой множеству населенных миров должно соответствовать множество Спасителей, представляется мне одновременно и слишком прямолинейной, и недостаточно "наивной". Во-вторых, бесхитростные взывания героев к неведомому божеству в минуты опасности оставляют в стороне всю бесконечно противоречивую проблематику христианской сотериологии. В-третьих, представление о Боге Жертвенном вызрело в глубинах едва ли не тысячелетнего единобожия, глубоко непримиримого к любым магическим практикам. Конечно же, профессиональный историк Володихин все это и сам отлично знает. Внезапный переворот в мироощущении его героя не столько реконструкция, сколько идеология.

Возвращаясь же к собственно литературе, хочу напомнить, с какой удивительной литературной утонченностью, с каким поразительным редакторским чутьем первые же вселенские соборы отвергли целый ряд перегруженных чудесами апокрифов, сохранив самые простые и самые загадочные предания, на фоне которых даже блистательное "Евангелие от Воланда" выглядит маньеристски.

И еще вот что - в ткань романа вплетены рифмованные (!) религиозные гимны, принадлежащие, правда, посторонним авторам. Так я вам скажу: слава Богу, что у нас в Галилее не было клубов самодеятельной песни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
896
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
479
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
484
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
434