0
1268
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.06.2001 00:00:00

Единоверцы в России ждут Папу

Тэги: кондрусевич, папа, визит, церковь


кондрусевич, папа, визит, церковь Председатель конференции католических епископов РФ Тадеуш Кондрусевич (в центре, с посохом).

- ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, как вы оцениваете визит на Украину Папы Иоанна Павла II?

- Вчерашний день я имел возможность быть в Киеве, ходить по улицам, по храмам. Я не очень хорошо знал, где и какой юрисдикции храм, но когда я был и в Киево-Печерской лавре, я не встретил какого-то явного противостояния, которого ожидали в Москве. Мне говорили, что рядом с Киево-Печерской лаврой проходили какие-то молитвы, но я там был около пяти часов вечера, заходил в лавру, молился и никто мне ничего не сказал.

- Вы молились в лавре и никаких препятствий вам не создавали?

- Никаких препятствий. Я в каждый храм прихожу и молюсь. Если в церкви есть пресвятые дары - это для меня самое важное. И еще одна важная деталь: когда все ждали Папу, я ходил по Крещатику: ни один из священников или епископов не создавали никаких провокационных действий - я не видел ни демонстраций, ни плакатов. Было очень дружелюбное отношение людей друг к другу, и все, конечно узнавали нас, католиков. Я чувствовал нормальное человеческое отношение. Это уже очень хорошо. Второе - это, конечно, первые слова Папы, которые он произнес, когда вступил на украинскую землю. Он заверил в том, что приехал не в целях прозелитизма, а как свидетель. Поверьте, этот свидетель нам сегодня очень нужен, каждый из нас должен быть свидетелем. Двадцать лет тому назад Евангелие невозможно было достать, из-за него можно было попасть в тюрьму. Сегодня достать его очень просто, все его читают, но не все им живут. Нужна живая жизнь по Евангелию. И Папа к этому призывает. Далее: он опять попросил прощения у других, просил о том, чтобы другие простили тоже.

- У кого именно Папа просил прощения? Его заявление в Борисполе трактовалось по-разному┘

- Он просто просил о христианских взаимоотношениях.

- Было ли это конкретное обращение к Православной Церкви?

- По-разному складывались отношения┘ Я думаю, он продолжает мысль, начатую в юбилейном году. Это свойство сильного человека. Я уже говорил, что больше всего люди боятся идти на исповедь, однако все-таки исповедуются, зная, что иначе не освободятся от своих грехов. То же самое здесь. Он вошел в эту атмосферу со святыми руками. Особенно мне понравилось его обращение к политикам, к деятелям культуры, науки, бизнеса. Говорилось о развитии, о том, как это необходимо, но и о том, что нельзя сомневаться в человеке и в его достоинстве. Это - основа. Верующие были довольны богослужением: украинцы, россияне, белорусы┘

- На первой мессе было много людей из России. Сколько примерно?

- Около тысячи человек.

- Мы видели плакаты, говорившие о том, что "Сибирь приветствует Папу". Также был плакат "Папа, мы ждем тебя в Москве". По информационным агентствам прошла информация о том, что вы пригласили Папу в Москву. Как вы могли бы прокомментировать это?

- Первый раз мы пригласили Святейшего Отца еще в юбилейном году - католики России, но потом мы повторили приглашение в феврале. Ну а теперь, во время окончания торжеств по поводу десятилетия восстановления католических структур в России, пригласили еще раз.

- Но ведь проблема в том, что Папа посещает Украину не как глава Церкви, а как глава государства Ватикан. И значит ли это, что вы рассчитываете, что он может посетить Россию как глава Римско-Католической Церкви. Нанести не государственный, но пасторский визит?

- Но он приглашен также и президентом Российской Федерации. В пятницу в Москве состоялась пресс-конференция с пресс-секретарем Ватикана Наварро Вальсом по телефону. Он подтвердил, что два раза приглашал и Горбачев, и Ельцин, и Вальс сказал, что даже если эти приглашения не были отосланы, они всегда действительны и нужны - только эти два приглашения, и больше ничего не нужно. Но, естественно, мы хотим и того, чтобы отношения с Русской Православной Церковью были нормальными и без ее согласия визит Папы в Россию невозможен.

- Развитие взаимоотношений между Русской Православной и Католической Церквами приобретает вполне драматический характер. Эти проблемы как-то отражаются на вас как на главе российских католиков?

- Я достаточно часто встречаюсь с православными епископами, особенно в рамках работы христианского межконфессионального комитета. Я знаю мнения и знаю озабоченность Русской Православной Церкви, но лично на мне и на церкви в России это пока не отразилось.

- А в чем проявляется эта озабоченность Русской Православной Церкви?

- Русская Православная Церковь считает, что визит пока преждевременен. Дальше начинается то, что мы читали в заявлении Митрополита Владимира, это просто повторение одной и той же позиции.

- Ситуация на Западной Украине лично к вам не имеет никакого отношения, но со стороны Патриарха Алексия II по адресу Ватикана все время звучат обвинения в прозелитизме католичества в России. Есть священники католические, которые служат по православному обряду. Вот совершенно недавно в Сибири был трагически убит католический священник. Он служил православную литургию, будучи католическим священником. То есть существуют все-таки факты прозелитизма или их нет?

- Почему вы считаете, что он служил? Я не знаю, служил ли он по восточному обряду. Но если были верующие такого обряда, ну так в чем дело? Но это надо спросить у епископа Ежи Мазура. Потому что он был на этой территории, я - не слышал. Я могу быть рукоположен в одном обряде, а служить в другом. Я не слышал, чтобы он служил. Но мы знаем, что в Сибири есть достаточно много верующих восточного обряда, поэтому для них надо служить.

- А что есть по-вашему прозелитизм?

- Это если бы я каким-то нечестным путем переманивал верующих. Если бы я говорил, что, скажем, лучше у нас быть, чем в Православной Церкви. Для меня это совершенно неприемлемо. Второй Ватиканский Собор четко и ясно определил, что Православная Церковь имеет те же самые средства для спасения человека, что и Католическая, то есть те же самые таинства. Если я прихожу в католический храм, я молюсь, потому что там пресвятые дары. Я вчера был во многих храмах здесь и был в лавре, и молился точно так же, как и в своем католическом храме, потому что там есть пресвятые дары. То есть пусть человек будет лучше хорошим православным, чем будет бегать с одного места на другое. Но если придете вы и скажете, что хотите быть католиком, я не буду спрашивать вашего паспорта, это не в моей политике и не в политике нашей Церкви. Если человек передо мной стоит, я спрошу у него, почему он хочет стать католиком, готов ли он? Если готов, то пожалуйста, год на подготовку.

- А если вы знаете, что этот человек православный и ходит в Православную Церковь, то как вы поступите?

- Я ему скажу: "Оставайся в Православной Церкви".

- Независимо от того, признает он Папу или нет?

- Что значит, признает он или не признает Папу?

- Как главу Вселенской Церкви?

- Не в этом дело. Дело в том, что он хочет быть членом Православной Церкви или он хочет быть членом другой Церкви.

- Допустим, человек приходит и говорит, что хочет быть членом Католической Церкви, а сам он православный. Считается ли в данном случае, если вы его примете, что это акт прозелитизма? Или это акт доброй воли?

- Это акт доброй воли человека. Один раз в храм Святого Людовика в Москве пришли муж и жена и попросили обвенчать их. На вопрос о том, какого они вероисповедания, они ответили, что православные, а венчаться в католическом храме хотят потому, что в нем есть орган┘ Каждому из таких людей я говорю, чтобы он оставался хорошим православным. Но если он обдумал, если он сознательно принимает такое решение, ну что можно сделать? Ведь мы тоже найдем и католиков, которые переходят в Православную Церковь. В Италии, во Франции, в Португалии есть даже православные священники из бывших католиков. Разве это называется прозелитизмом? Это свободный выбор человека. И надо уважать его волю.

- Вы упоминали Второй Ватиканский Собор, в этой связи я не могу не задать вопрос об одном очень важном документе, который был издан в прошлом году. О документе Конгрегации веры, который известен как Документ кардинала Ратцингера, мы публиковали его в переводе на русский язык в "НГ-религиях". По мнению некоторых экспертов, он фактически ставит крест на экуменических решениях Второго Ватиканского Собора и совершенно четко говорит о том, что термин "Церкви-сестры" больше не будет применяться. Можно ли расценивать документ Конгрегации веры как отказ руководства Католической Церкви от политики второго Ватикана?

- Абсолютно нет. Не ставится никакой крест на экуменизме. И последующие документы Святейшего Престола и подписанные самим Папой, например, "Вступаем в новое тысячелетие", где очень много Папа говорит о развитии экуменического диалога, свидетельствуют об этом. Основная мысль документа Конгрегации веры состоит в том, что пришло время показать какую-то идентичность Церкви. По большому счету некоторые положения этого документа очень схожи с тем документом, который принял Юбилейный Собор Русской Православной Церкви. Я католик. То есть не наполовину католик или наполовину протестант, или еще что-нибудь. Это не значит, что я пренебрежительно к кому-то отношусь. Я - гражданин России, но я отношусь уважительно к украинцам, белорусам. Я не могу быть наполовину гражданином какого-то государства, хотя в некоторых странах есть положение о двойном гражданстве. Так же и с Церковью.

- В этом смысле не могли бы вы разъяснить некоторую ситуацию, которая всегда вызывает недоумение. Католическая Церковь одна, потому что есть один Папа. Но на Украине есть две Католических Церкви: Греко-Католическая Церковь и Римско-Католическая Церковь. Во Львове два кардинала. Как это может быть, если Папа один? Как может быть на одной территории две Церкви, и значит ли это, что греко-католики не считаются полноценными чадами Католической Церкви?

- Они считаются абсолютно полноценными чадами восточного обряда в лоне Католической Церкви. Отдельных Поместных Католических Церквей - больше двадцати. И у них есть свои традиции. Это, наоборот, создает богатство Католической Церкви и единство в многообразии, что Папа часто подчеркивает.

- Разве это не нарушает древний принцип: один епископ - одна кафедра, в одном городе да не будет два епископа, да не будет две кафедры?

- Не нарушает. Есть такой обряд, и есть верующие этого обряда, но если брать шире, это ставится в укор нам: почему католические епископы есть там, где есть православные епископы, и наоборот. Тем более, что до войны во Львове был еще и армянский католический епископ. То есть было всего четыре епископа, включая православного.

- Общались ли вы с Папой во время его визита?

- Я только поздравил его после мессы.

- Как вы оцениваете его состояние, его настроение. Его душевное равновесие, физическое здоровье?

- Ну, физическое здоровье видно невооруженным глазом: человеку за восемьдесят. А его душевному состоянию, его стремлению нести свои пасторские обязанности можно только позавидовать.

- Мы наблюдали встречу Папы с членами межрелигиозного совета Украины. Там отсутствовал митрополит Владимир. Я не могу сказать, что Папа сам здоровался с Филаретом и с представителями Автокефальной Церкви, которых не признает Русская Православная Церковь и которую не признает ни одна Православная Церковь в мире. Но кардинал Содано обнял патриарха Филарета и поцеловал его как близкий друг. Как это могли бы воспринимать верующие в России и руководство РПЦ? Значит ли это, что руководство Католической Церкви признает неканоническую церковную структуру?

- Я там не был, не видел, не могу этого сказать. Но хорошо, что такие встречи состоятся - встречи разных конфессий, разных религий - с Папой. Я не хочу входить во внутренние дела Православной Церкви, потому что говорю, что христиане разные. И если бы Папа встретился с Владимиром, это было бы очень хорошо. Однако, к сожалению, эта встреча не состоялась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
264
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
139
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
152
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
142