0
1930
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.12.2003 00:00:00

Юрий Темирканов: "Обожаю коммунистическую идею"

Тэги: темирканов, дирежер, филармония


темирканов, дирежер, филармония Юрий Темирканов: 'Успокоенных и самодовольных в нашей профессии не бывает'.
Фото Виктора Васильева

-Юрий Хатуевич, вот и наступило для вас время юбилеев. Каковы ощущения?

- Да ничего особенного. День рождения как день рождения.

- Когда-то в детстве мне казалось, что для дирижера каждый день - праздник.

- Мне тоже так казалось. Многим жизнь артиста кажется легкой и веселой. Но на самом деле это очень трудная профессия. Иногда я думаю: как хорошо, например, бухгалтеру, который в девять утра приходит на работу, а в пять уже дома. А у артиста выходных нет - постоянная зависимость от профессии, и снится тоже что-то вокруг профессии. Мы не свободны ни на минуту.

- А насколько мастер, познавший тайны профессии, может и должен испытывать потребность в так называемом духовном развитии?

- Не только дирижер, но и любой артист, если почувствовал, что он в полном порядке и может только отдавать, а мозгами шевелить уже не надо, - умер как художник. Самодовольных в нашей профессии быть не может. Я никогда не слушаю своих записей, за исключением, разумеется, технической редакции. Не слушаю, потому что для меня это страшное испытание. Я всегда думаю: "Как это плохо!"

- Когда вы выходите в энный раз дирижировать, к примеру, Сороковой симфонией Моцарта или Чайковским, что вы чувствуете?

- Дело в том, что наша профессия, как и актерская, предполагает одну хитрость. В тот момент, когда зритель сидит в зале и смотрит на сцену, он должен думать не о том, какой Шекспир умный. Зритель должен принять правила игры, поверив, что слова, которые произносит актер, рождаются именно сейчас. Если это не так - театра нет. Так же и в музыке. И актеры, и мы - посредники между гениями и людьми. Мы пересказываем чужие слова. "Быть или не быть?" - произносится сотни тысяч раз, а мы каждый раз думаем: "Этот - хороший Гамлет, а тот - нет". Хотя говорят они одни и те же слова. Просто один лучше нас обманывает. Это называется талант. Поэтому когда я в сороковой раз выхожу дирижировать какое-то сочинение, я должен сделать его, как в первый раз. Если для меня станет все понятно - эта пауза здесь, а эта там - тогда дело плохо.

- Дирижер в каком-то смысле похож на политика - он тоже управляет, размышляет о стратегии. Как правильнее управлять государством, исходя из опыта дирижера?

- В профессии, которая имеет дело с людьми, нужно помнить один неписаный закон: когда вы видите человека отдельно взятого, он по-своему умен, интеллигентен, что-то знает. Но когда эти отдельно взятые люди собираются в кучку, то сразу глупеют. Странный закон. Так же и у нас, и на заводе, когда коллектив собирается вместе, люди должны чувствовать, что лидер имеет право стоять перед ними. У военных летчиков эскадрильей командует только тот, кто лучше всех летает, а не по званию. Часто я говорю: "Жаль, что я не стал художником: закрыл двери у себя в мастерской, поставил холст, развел краски и..." Мне так нельзя, мне надо выйти перед оркестром. Как сделать замечание, как сделать так, чтобы они увлеклись? А художник счастлив один, и краски пахнут замечательно.

- Кроме того, что общаетесь с русскими музыкантами, у вас колоссальный опыт интернационального общения в самых разных симфонических оркестрах. Насколько важен для вас этот опыт?

- Это все гораздо проще, чем вы думаете. У вас есть масса знакомых, приятелей. С одними вы разговариваете так, с другими - иначе, не понимая почему. Так же и с оркестрами. Все - разные. У всех разный нрав, интересы, привычки, традиции, национальная и генетическая атмосфера. С другой стороны, все музыканты, как цыгане, - во всем мире, на разных континентах даже анекдоты одни и те же рассказывают. И повадки у них одинаковые.

- А все-таки заметна разница в организации, в стремлении к порядку? В Балтиморском оркестре, например? Где проще организовать процесс?

- Везде свои сложности. В конце концов мне кажется, что дирижеру гораздо приятнее работать здесь. Мы в какой-то степени - семья. Может, я обольщаюсь, но на Западе, особенно в Америке, отношения гораздо более официальные, потому что там дирижер - не совсем руководитель. Он должен всецело подчиняться правилам профсоюзов. Любую великую, замечательную идею можно довести до идиотизма. Скажите, коммунизм - прекрасная идея?

- Возможно.

- Феноменальная! Красивая! Я и сейчас обожаю эту идею как таковую. А вот на практике ни у кого не получилось. Так вот, профсоюзы в Америке довели понятие демократии в оркестрах до идиотизма. И в конце концов они погубят музыкальную культуру, вернее, низведут до работы. Практически это уже сделано. Когда на репетиции остается доиграть две страницы длиной в две минуты - Малера, Бетховена! - вдруг встает директор оркестра и объявляет: "Маэстро, ваше время закончилось". Это демократия, доведенная до маразма. В России этого, к счастью, пока нет.

- Но на начальном этапе, возможно, это было бы полезно?

- Может быть. Вообще в этом виноваты сами дирижеры. Когда везде были диктаторы - Сталин, Гитлер, Муссолини, - начальник завода тоже был маленьким фюрером, и в оркестрах, и в театрах тоже были свои фюреры, вожди. Таков был принцип жизни. И дирижеры были такие: Тосканини, Сэлл, Мравинский. Они были диктаторами, которых боялись. Они и породили самозащиту у музыкантов, которые организовали профсоюзы. У кораблей есть ватерлиния, которая указывает, что превышать ее нельзя - утонешь. Так вот в Америке демократия перешла ватерлинию. Когда я был на гастролях в Японии, мне сказали: "Маэстро, перед концертом репетиции быть не может" - "Почему?" Новый зал хотя бы акустически попробовать, рассесться, послушать. Нет. По контракту у профсоюзов не положено. Тогда я сказал им: "Вот контракт, напишите, что ваш главный дирижер Темирканов никогда с вами на гастроли не поедет. Не нравится? Тогда напишите, что Темирканов разрывает контракт". Мне профессиональная честь дороже, чем профсоюзные законы.

- В вашем родном петербургском оркестре периодически устраиваются конкурсные прослушивания. Это необходимый момент: обновление, свежий ресурс, новая заинтересованность. Но как быть старикам?

- В нашей профессии в отличие, например, от мира ученых возрастной порог играет не совсем арифметическую роль. Есть старики, которые играют несравнимо лучше, чем молодые. В культуре важны не только умение и талант, важно передать традицию. А если всех поголовно выгонять на пенсию в шестьдесят лет - традиция будет убита.

- Этим летом вы отказались дирижировать премьерой "Пиковой дамы" в Лионской опере.

- Не участвовать в такой постановке из моральных соображений стоило мне много нервов и денег. Дело в том, что страна и культура, в которой я вырос, не позволяют мне участвовать в этом. В Петербурге слева от меня жил Чайковский, и Пушкин - тоже не очень далеко. А как же я с ними здороваться-то буду? Скажут, что клялся всегда в любви, а за денежки взял и плюнул в душу. Совсем не значит, что постановка была плохая (хотя лично я считаю, что чудовищная - полное бескультурье, необразованность, жлобство, хамство, массовая культура). В оперном театре полную ответственность за все несет первый и последний человек - дирижер. И если он терпит мерзость на сцене, то виноват он, а не режиссер. Многие оперные режиссеры - случайные люди, даже и музыки не знают. Они не ставят Чайковского, а ставят свои фокусы и хотят произвести фурор. А Станиславский говорил: "Если я сижу на спектакле и думаю, как хорошо придумал режиссер, значит, спектакль плохой". Режиссер должен быть как сердце в спектакле: пока не болит, его не замечаешь.

- А много поступает предложений от оперных театров?

- Много, но от большинства я отказываюсь. Вот согласился в "Ла Скала" дирижировать той же "Пиковой дамой" на открытии театра после реставрации. Все-таки приятно будет потом сказать, что и в "Ла Скала" ставил спектакль. Даже Шаляпину это было приятно.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
797
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1623
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
925
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
656

Другие новости