0
1174
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.03.2006 00:00:00

Андерс Ослунд: «Семерка» чувствует себя неуютно

Тэги: ослунд, сша, иран, g8


ослунд, сша, иран, g8 Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад может спасти отношения США и России.
Фото Reuters

– В США в последние месяцы нарастает волна критики в адрес России. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с демократией в России?

– Эпоха демократии просто закончилась. В России сегодня мягкий авторитарный режим. Об этом свидетельствуют, в частности, данные авторитетной американской правозащитной организации Freedom House, а также новая книга Стивена Фиша «Отступление от демократии в России». Россия – единственная страна, которая в прошлом году перешла из категории «частично свободной» в графу «несвободная» по классификации Freedom House.

– Госсекретарь США Кондолиза Райс три недели назад заявила, что у России и США сейчас «возможно, лучшие отношения, чем когда-либо в обозримом прошлом». А на днях американские СМИ сообщили, что администрация Джорджа Буша изучает возможность изменения политики в отношении России. Как следует понимать противоречивые сигналы, исходившие в последнее время из Вашингтона? Можно ли говорить о расколе в администрации США по России?

– В администрации всегда есть некоторое расхождение мнений по целому ряду вопросов. Однако можно выделить влиятельную группу неоконсерваторов, настаивающих на том, что наличие демократии в России крайне важно. По их мнению, одна из главных неудач внешней политики США заключается как раз в том, что Россия скатывается к авторитаризму. Вторая группа – это реалисты-циники, считающие, что внутренняя политика России и демократия в ней не имеют значения для США. Единственное же, что важно, – это содействует ли Москва в проведении политики США, прежде всего по важнейшему вопросу нераспространения ядерного оружия и проблеме Ирана. Отмечу, что балансирование этих двух подходов к России в администрации США зависит от повестки дня.

Приоритетное значение сейчас имеют три темы. Во-первых, это сама демократия в России в преддверии саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге летом этого года. Американцев очень беспокоит, что можно сделать, чтобы не выглядеть на встрече в верхах в Северной столице глупо. Этот вопрос задается, кстати, не только в Вашингтоне, но и в других ведущих странах «большой восьмерки» – Франции, Германии┘ Во вторых, это президентские выборы в Белоруссии 19 марта и парламентские выборы на Украине 26 марта. Россия и США явно займут противоположные стороны. Наконец, третья тема – это Иран. Именно здесь Москва может спасти свои отношения с США.

– Можно ли сказать, что эти две группы в США – сторонников реалистичного подхода к России и более жестко настроенных политиков в отношении Москвы – возглавляются соответственно госсекретарем Райс и вице-президентом Чейни?

– На мой взгляд, у вице-президента слишком много дел, и он не может уделять столько внимания России. У него есть, конечно, определенные взгляды. Райс, по-моему, скорее опирается на мнение других по России, чем на собственное. Наибольшую активность по этому вопросу проявляют Томас Грэм – директор в Совете национальной безопасности, который поддерживает Путина и сосредотачивается на вопросах безопасности, и Дэниел Фрид, заместитель госсекретаря по Европе, который подчеркивает значение демократии в России. Райс балансирует посередине. Она, безусловно, реалист, но умеет быть гибкой и может выступить жестко в отношении Москвы. Все зависит от конкретной политической цели.

– На ваш взгляд, какой подход к России может возобладать – более прагматичный или более жесткий?

– Это зависит от обстановки в мире и, конечно, от самой России. Москва может легко влиять на политику США в отношении себя. Прежде всего здесь имеет значение поведение Москвы на постсоветском пространстве, где самой горячей точкой является Украина и, возможно, Грузия. Мало что может сделать Запад в отношении Белоруссии. Он пристально следит за политикой России в этой стране. Сильно влияют и такие инциденты, как, например, «газовая война».

– Если все-таки изменения политики Вашингтона в отношении Москвы произойдут, то насколько серьезными они могут быть и когда это случится – до или после саммита «большой восьмерки»?

– Это может случиться до саммита в Петербурге. Здесь очень сильное ощущение, что надо что-то делать. Вспомните: в мае прошлого года Буш посещал Москву. Уже после того, как этот визит был согласован, было решено добавить поездку в Ригу 7 мая, где Буш выступил с большой речью по демократии в России – он не хотел глупо выглядеть в Москве. А уже после майских торжеств в российской столице американский президент отправился в Грузию, где он поддержал суверенность бывших советских республик.

Сейчас в администрации пытаются решить три вопроса. Первый – как можно выступить за демократию в России и бывшем СССР. Второй – как поддержать суверенность республик бывшего СССР. И третий – как обеспечить энергобезопасность.

– Как бы вы прокомментировали принятый в России закон об НКО?

– Речь идет о том, что государство может действовать против любой НКО, как оно пожелает. Этот закон в принципе означает, что правил нет и исполнительная власть может действовать по собственному усмотрению.

– Американские СМИ сообщали, что одним из способов выражения Вашингтоном своей озабоченности ситуацией в России может стать «собрание различных правозащитных групп, сторонников демократии и иных представителей гражданского общества». Такое собрание могло бы произойти как в России, так и за ее пределами. Как вы относитесь к этой инициативе?

– Думаю, что что-то подобное необходимо сделать, иначе Америка будет выглядеть глупо. Как я уже говорил, Вашингтон должен как-то показать поддержку демократии в России. И, вероятно, такое собрание лучше было бы провести за рубежом. Например, в какой-то из бывших советских республик. Ведь в России всегда можно, сославшись на причины безопасности, например, взять и отменить такое мероприятие. И никто не сможет этому воспротивиться.

– Сенатор Джон Маккейн призвал США бойкотировать саммит в Петербурге. Может ли он быть сорван?

– Думаю, что срыв саммита крайне маловероятен. Уже слишком поздно. Кроме того, бойкот – не очень продуктивная мера. Отмечу, что Маккейн на самом деле призывал к тому, чтобы президент Буш обсудил со своими коллегами по G7 возможность переноса саммита. И язык сенатора был достаточно осторожным.

Вся «семерка» чувствует себя очень неуютно в связи со встречей в Петербурге 15–17 июля. Единственное серьезное, о чем Россия намерена говорить, – это энергетическая безопасность. Франция в связи с этим требует серьезного обсуждения этой темы и ратификации Россией энергетической хартии для обеспечения четких поставок энергоносителей в Евразии. Что касается других вопросов повестки (инфекционные заболевания, вопросы образования), то дискуссия не обещает быть содержательной, то есть повестка дня пустая. Получается, что цель этого саммита – празднование успехов авторитарного режима в России. В Вашингтоне звучат такие оценки, что саммит в Петербурге будет чем-то средним между Олимпийскими играми в Берлине в 1936 году и мюнхенским соглашением о Чехословакии 1938 года.

– Том Лантос был менее дипломатичен и предлагал вообще выгнать Россию из «большой восьмерки». На ваш взгляд, такая изоляция России была бы продуктивной?

– Думаю, что этого не произойдет. Это всего лишь слова, смысл которых в том, что демократию в России надо как-то поддержать. Однако тут возникает любопытный вопрос, если Россия вошла в состав группы ведущих промышленно развитых демократий, не являясь при этом демократией, то почему бы не включить в группу Китай, Индию, ЮАР и Бразилию? Тогда эта группа стала бы более представительной. В принципе эти четыре государства всегда представлены на министерских встречах G8. Думаю, что вопрос расширения «большой восьмерки» будет ставиться в Санкт-Петербурге.

– Президент Буш в недавнем выступлении заявил, что демократические революции в Грузии, на Украине, Киргизии – это только начало и марш свободы по миру продолжится. Какой может быть его следующая остановка? Белоруссия? Россия?

– Я пессимист в том, что касается перспектив революций в Белоруссии. У президента Александра Лукашенко огромный контроль во всех сферах. Кроме того, в Белоруссии нет крепких самостоятельных сил, готовых противостоять власти. Западу очень сложно что-то сделать в Белоруссии, которая полностью зависит от дотаций России. Судьба Лукашенко – в руках Путина, а последний явно ничего не хочет предпринимать против белорусского президента.

– На ваш взгляд, выборы в Белоруссии и на Украине могут внести дополнительную напряженность в отношения Москвы и Вашингтона?

– Это вполне возможно. Думаю, что Лукашенко сам порой может эту напряженность провоцировать. Изначально планировалось, что выборы в Белоруссии пройдут примерно в то же время, что и саммит в Петербурге (это создало бы дополнительные сложности для России). Однако потом выборы были перенесены на март. Это решение как будто принял сам Лукашенко без видимого давления со стороны Москвы.

Трения у Москвы и Вашингтона могут возникнуть и по поводу Украины. Очевидно, что когда речь заходит о выборах, Запад стоит на одной стороне, а Россия – на противоположной. Запад выступает за демократию, а Россия – против – и в Белоруссии, и на Украине. Любопытно, что Западу сейчас сложнее влиять на ситуацию в Белоруссии, а России – на Украине, где выборы по всем признакам пройдут демократично.

– Вы упомянули, что в вопросе демократии на постсоветском пространстве Россия и Запад стоят на противоположных позициях. В чем тут причина?

– Потому что сама Россия недемократическая страна, а ее руководство чувствует себя более уютно в окружении недемократических соседей.

– На Капитолийском холме звучали призывы к введению санкций против стран, сотрудничающих с Ираном. В частности, сенатор Сэм Браунбэк упоминал в числе таких стран Россию и Китай. На ваш взгляд, такие санкции могут быть введены против Москвы? И если это случится, не будет ли такое развитие возвратом к холодной войне?

– США уже вводили определенные санкции против конкретных российских предприятий, но я не уверен, что сейчас последуют какие-то глобальные санкции против России. Я, например, не сторонник таких мер и считаю, что они неэффективны и обычно имеют иные последствия, чем хотелось бы. Конгресс, к сожалению, очень любит принимать решения о различных санкциях, поскольку это способ продемонстрировать свою власть. В стане демократов есть очень сильные протекционистские лобби, которые могут настаивать на подобных жестких мерах или на увеличении тарифов для китайской продукции. В отношении России же могло бы последовать введение ограничений на поставки высоких технологий, как это уже было в свое время.

– Как вы считаете, когда Конгресс может отменить поправку Джексона–Вэника в отношении России?

– Не думаю, что это произойдет в обозримом будущем, даже после того, как ваша страна вступит в ВТО. Вероятно, вскоре эта поправка перестанет действовать для Украины.

– В России активно идут дискуссии о том, кто может стать преемником Владимира Путина. Чаще всего звучат имена Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Идет ли такое обсуждение в Америке в экспертных кругах, во властных структурах и какие имена употребляются наиболее часто?

– Когда речь заходит о преемнике, упоминаются имена Дмитрия Медведева и Михаила Фрадкова, звучит и имя Сергея Иванова. Но все они выглядят слишком слабыми, чтобы работать на президентском посту. Вопрос в том, действительно ли уйдет Путин после 2008 года?

– Некоторые аналитики полагают, что российский президент мог бы впоследствии возглавить союзное объединение России и Белоруссии. Как воспринимается в Вашингтоне перспектива создания такого союзного государства?

– Я не очень в это верю. Мы уже много слышали об этом, но до сих пор не понимаем, как такое объединение может работать. Сейчас российские государственные структуры поражены коррупцией, и если Путин уйдет, многие могут оказаться в тюрьме. Любой чиновник может сказать бизнесмену: «Ты думаешь, что ты чем-то владеешь? Напрасно ты так уверен. Посмотри, где сейчас сидит Ходорковский»? В России дело ЮКОСа сильно ослабило право собственности. И люди, находящиеся у власти, просто не могут эту власть потерять.

Если в стране нет демократии, я не понимаю, почему один пункт Конституции может иметь столько силы. Также не исключено, что в России повторится киргизский сценарий: за полгода до выборов народ скажет «Довольно!», а власть развалится. Президент систематично убрал все промежуточные институты. А это означает, что в будущем он может оказаться голым перед народом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
918
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1123
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
543
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
376

Другие новости