0
3421
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Культура – это судьба

Евгений Бажанов

Об авторе: Евгений Петрович Бажанов - заслуженный деятель науки России.

Тэги: россия, общество, культура, экономика, запад


россия, общество, культура, экономика, запад Базарная ментальность замедляет развитие России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Отец сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю любит повторять: «Культура – это судьба». Тем самым он хочет сказать, что каждый народ живет в соответствии с собственными традициями, привычками и чаяниями. Чужие рецепты, даже самые эффективные, необязательно привьются на иной почве. Сингапурскую модель Ли Куан Ю называет конфуцианским капитализмом, то есть синтезом экономических и технократических установок и методов Запада с духовными ценностями Востока.

Объясняя механизм развития Сингапура, Ли Куан Ю обращает внимание на следующую закономерность, проистекающую из основ конфуцианства: «До тех пор пока руководители заботятся о благе народа, народ будет подчиняться им. Именно уважение к руководителям со стороны народа обеспечило благосклонное отношение к политике сингапурского правительства. Сингапурцы упорно трудились, делали сбережения, отказывая себе во многом ради будущего своих детей. Они страстно верили в образование и ученость, в идеалы «благородного мужа» и мечтали, чтобы их дети были честными, высокоморальными и образованными. Они надеялись, что когда дети вырастут, то прославят свои семьи. Все это было основано на конфуцианской вере в то, что самосовершенствование, нормальные семейные отношения, нормальное управление страной обеспечат мир под Небом». Конфуцианство прививает людям такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, почтительность к родителям, привязанность к семье и общине, скромность, смиренность, уважение к государству и властям, терпимость к другим религиям и взглядам, приверженность принципам золотой середины и гармонии.

Руководители КНР, которые ориентировались в реформах на опыт Сингапура и других азиатских «тигров» (Тайваня, Гонконга, Южной Кореи), подчеркивают, что западная модель не может прижиться на конфуцианской культурной почве целиком и полностью. Западная демократия, выпячивающая индивидуализм в ущерб моральным принципам и традициям, конфуцианскому ареалу чужда, ее можно использовать лишь в дозированных количествах.

Не все из западного опыта прививается и у нас, в России. Так, рыночная экономика стала складываться в Европе многие века назад. Она росла, совершенствовалась и постепенно пропитала плоть и кровь европейского образа жизни. Великий экономист Адам Смит, гуляя по шотландскому городу Глазго более 200 лет назад, обратил внимание на мясника, очень тщательно разделывавшего свиную тушу. Смит задумался: почему мясник так старается? Неужели из-за того, что он замечательный, самоотверженный, благородный человек? Нет, решил ученый, вполне вероятно, что лавочник – отнюдь не совершенная личность. Просто его достаток, процветание его семьи напрямую зависят от благосклонности покупателя, от того, приглянется ли клиенту товар в этом магазине. Такая зависимость и побуждает вдохновенно трудиться.

Для людей с рыночной психологией выводы Смита, безусловно, верны. Но у нас другая психология, ее можно назвать базарной. На рынке продавец имеет постоянный магазин и постоянных клиентов. На базаре по-другому. Мужик доставляет туда свой товар издалека с целью побыстрее и подороже всучить его незнакомым людям. И тут же убирается восвояси. Скорее всего он никогда на этот базар не вернется и уж точно не встретится с прежними покупателями. Поэтому мужик не задумывается о личной репутации и не заботится о качестве товара. Более того, его выручка определяется тем, насколько удачно удастся облапошить покупателя, подсунуть «лоху», например, разбавленную водой сметану или пропитанные нитратами помидоры.

Мы все знаем правила базарной торговли и добровольно их придерживаемся. Сегодня Иванов продает Петровой контрафактные французские духи, завтра Петрова сбывает Иванову просроченные лекарства, послезавтра оба, и Иванов, и Петрова, покупают протухшую рыбу в супермаркете, чей хозяин в тот самый момент приобретает в ювелирном магазине для жены колье из фальшивых бриллиантов.

Базарность – первое отличие нашей экономики от экономики наиболее развитых стран Европы. Второе заключается в том, что инициатива в вопросах экономического строительства в Европе традиционно исходит снизу. Хозяйственная жизнь приводится в действие людьми, отобравшимися в процессе конкурентной борьбы, руководствующимися личным опытом и нацеленными на извлечение прибыли. У нас инициаторами зачастую выступают верхи. Политики и спаянные с ними олигархи решают, что, где, когда и за какие деньги строить. И кому поручить строить. При этом чем дороже и неэффективнее проект, тем выгоднее он для участников. В результате соревнование между европейцами и нами на равных не получается. С российской стороны участвуют марионетки, ведомые кукловодами, с их стороны – самостоятельные личности. Как следствие, европейская экономика гораздо жизнеспособнее и гибче.

Из-за хронического отставания от Европы у нас выработалось чувство зависти, и мы зациклились на достижении паритета с конкурентами. В связи с этим мы продолжаем тратить силы и деньги не на решение неотложных социально-экономических задач, а главным образом на демонстрацию своих мощи, величия, успешности. Наука, образование, медицина, экология страдают от недостатка внимания и финансирования, уступая по приоритетности полетам в космос. Олимпиадам, первенствам мира, конкурсам песен. Гигантские пиар-кампании успешно реализуются, но Россия не только не догоняет Запад, а все больше отстает от него. А отстающих не уважают и не ценят, несмотря на космические и олимпийские рекорды.

Если мы хотим жить на уровне постиндустриального общества XXI столетия и при этом находиться в числе мировых лидеров, надо совершенствовать свою культуру. Культура – это действительно судьба.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нефтегазовый бизнес внедряет технологии искусственного интеллекта

Нефтегазовый бизнес внедряет технологии искусственного интеллекта

Клим Легчаков

Математические методы позволяют компаниям экономить миллионы долларов

0
605
В МЭИ создали программный комплекс оценки энергоэффективности зданий с применением цифровых двойников

В МЭИ создали программный комплекс оценки энергоэффективности зданий с применением цифровых двойников

0
124
Нерешенный жилищный вопрос стал поводом для проектирования утопий

Нерешенный жилищный вопрос стал поводом для проектирования утопий

Анастасия Башкатова

Молодые архитекторы из РФ и КНР сформулировали претензии к городским пространствам

0
577
Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Ольга Соловьева

Правительство поддержит также выведение новых сельскохозяйственных сортов в РФ

0
467

Другие новости